Воздвижение Креста Господня

Что такое «Воздвижение Креста Господня» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Религиозный словарь » Воздвижение Креста Господня
Один из двунадесятых праздников в русской православной церкви. Празднуется 27 (12) сентября.
Исторический словарь » Воздвижение Креста Господня
— один из двунадесятых христианских праздников, падающий на 14(27) сентября и установленный в воспоминание о чудесном обретении голгофского креста св. Еленой в 326 году, во время экспедиции по святым местам. Обретенный крест был вознесен над толпой (воздвигнут) присутствовавшим при этом событии Макарием, епископом Иерусалимским, — откуда и происходит название праздника. Отмечается с IV века. Праздничный канон составлен Козьмой Маюмским. Икона «Воздвижение Креста» входит в состав праздничного ряда иконостаса русского православного храма.       
Исторический словарь » Воздвижение Креста Господня
праздник Православной Церкви, посвященный памяти обретения Честного и Животворящего Древа Креста Господня равноап. царицей Еленой (326), а с VII в. с этим днем стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим имп. Ираклием (629). Язычники пытались полностью уничтожить воспоминания о священных местах, связанных с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа. Римский имп. Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на образовавшемся холме соорудить капище Венеры и статую Юпитера. Однако через три века великие христианские святыни были вновь обретены усилиями равноапп. имп. Константина и его матери царицы Елены. Царица Елена, несмотря на преклонные годы, прибыла на Св. Землю и лично возглавила поиски и восстановление оскверненных святынь. Во время раскопок ниже Гроба Господня была обнаружена пещера, в которой лежали три креста, дощечка с надписью Пилата и четыре гвоздя, пронзившие тело Господа. Чтобы узнать, который из крестов является тем, на котором был распят Спаситель, иерусалимский патр. Макарий предложил возложить их поочередно на покойника. Крест Господень воскресил мертвеца. Известие об этом событии мигом облетело окрестности. Множество христиан устремилось на раскопки, желая увидеть великую святыню. И тогда патриарх поднял - воздвиг - Крест над толпой, чтобы все имели возможность поклониться ему. Но посягательства на христианские святыни продолжались. Через три века Честной Крест был пленен персидским царем Хозроем II и только спустя четырнадцать лет возвращен в Иерусалим, именно в день празднования Воздвижения. Позднее, во времена крестовых походов, рыцари-католики похитили из храма Честной Крест. Но Господь не допустил попрания святыни и скрыл его в глубинах Средиземного моря. Однако много частиц Животворящего Креста разнесено паломниками по всему свету. В старину в наших летописях день этот, празднуемый 14/ 27 сентября, именовался "ставровым днем" (греч.: stauros - крест). Киевская летопись под 1154 замечает: "разболеся Изяслав Мстиславич на ставров день". Некнижный люд, желая применить к празднику Воздвижения некоторые обстоятельства своего быта, называет его по-своему - Вдвижением или Сдвижением. Эти названия очень своеобразно толкуются нашими простолюдинами, они говорят: "Пришло сдвижение - кафтан с шубой сдвинулся", или "хлеб с поля сдвинулся" - и этим обыкновенно намекают на приближение зимы, уборку хлеба с полей и т.д. В некоторых местах праздник Воздвижения назывался "честным" (подразумевается, конечно, "крестом"). На празднике Воздвижения, по народному замечанию, гады и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые, теплые страны, что бывает также с разными птицами, особенно ласточками. Блаженная страна эта у наших предков, вплоть до XIX в., называлась обыкновенно ирьем или вырьем. О ней упоминает Владимир Мономах в своем "Поучении", говоря, что "птицы небесные из ирья идут". Приурочение этого поверья к празднику Воздвижения объясняется наступлением в это время холодов, которые гонят из наших стран птиц в более теплые страны, а гадов заставляют скрываться в глубь земли. И.П. Калинский
Философский словарь » Воздвижение Креста Господня
- христ. праздник; в православии относится к двунадесятым праздникам и отмечается 14 (27) сентября. По христ. версии, установлен в память «обретения» матерью римск. императора Константина Еленой в 4 в. креста, на к-ром якобы был распят Иисус Христос. После «обретения» этот крест был «воздвигнут» на горе Голгофе близ Иерусалима. Впоследствии на месте, где он был «найден», сооружен храм, освящение к-рого состоялось 13 сентября 335. Установле^ но, что история с «обретением» креста является вымышленной, рассказы о ней появляются лишь в кон. 4- нач. 5 в. В это же время в христ. церкви складывается праздник В. к. г., осн. идея к-рого в том, что человек, подобно Христу, проходит в жизни «крестный путь», ведущий его к спасению. В праздничных проповедях подчеркивается роль креста, необходимость для каждого верующего нести свой крест, как это некогда делал Иисус, внушается мысль о том, что люди должны всецело полагаться на волю спасителя. В народе праздник получил название медового спаса, т. к. на Руси по времени совпал со вторым сбором меда, события значимого в крестьян, быту. По традиции мед освящался в храмах. Этот бытовой момент для мн. верующих играл более важную роль, чем религ. содержание праздника.