Ищешь, что означает Война? Пытаешься разобраться, что такое Война? Вот ответ на твой вопрос:

 

 Война
- вооруженное столкновение между противоборствующими значительными массами людей, преследующих свои интересы; это - политика, осуществляемая с помощью применения вооруженной силы. В определенных условиях воина - наиболее радикальное средство достижения политических целей. В рамках дикости и варварства - до возникновения государства и политики - имели место межплеменные и внутриплеменные вооруженные столкновения. По мере развития человеческих общностей, умножения населения и с возникновением государства спорадические вооруженные стычки и столкновения перерастают в войны. Различают войны внутри государств, между социальными и национальными группами (гражданская война, межнациональные и национально-освободительные войны); войны между отдельными государствами (например, войны между Римом и Карфагеном, завоевательные войны Александра Македонского, войны Наполеона Бонапарта и др.); войны между группами (коалициями) государств (в том числе мировые войны 1914-1919 и 1939-1945 гг.). С возникновением ракетноядерного оружия, способного уничтожить человечество, война с применением такого оружия, оставаясь продолжением политики, перестала быть радикальным средством достижения политических целей: она вела бы к катастрофическим результатам. В этой обстановке противоборство "капитализма и социализма" трансформировалось в "холодную войну" (1946-1991 гг.) с ее собственными принципами, средствами и формами развития. Вопреки сталинизму, утверждавшему, что первопричиной любых войн является частная собственность и эксплуатация человека человеком, в действительности войны (например, межплеменные) случались задолго до возникновения частной собственности и эксплуатации: их причинами была борьба за "жизненное пространство", за обладание огнем, женщинами и т.д. Но где бы ни возникали войны, в их основе всегда лежит столкновение, противоборство интересов, стремление одних людей путем применения вооруженного насилия, кровопролития достичь своих целей вопреки интересам и стремлениям других людей. Разумеется, с возникновением частной собственности, эксплуатации и государства войны обрели качественно новый вид и не только потому, что в их основе чаще всего были распри из-за частной собственности, борьба интересов за жизненные, материальные блага, но и потому, что государство стало мощной организацией подготовки и ведения войны. Политика, возникшая вместе с возникновением государства, стала важнейшим средством подготовки и осуществления военных действий, а сама война стала лишь продолжением политики, но иными - военными - средствами. Любая война имеет свои причины и свой характер, справедливый или несправедливый, скоротечный или затяжной, локальный или достаточно широкий, а в новейшее время - глобальный, мировой характер. Для реальной политики особо важно определить характер войны чтобы выработать к ней адекватное отношение: становясь на сторону справедливой войны и препятствуя развитию и успеху войн несправедливых. Чтобы разобраться в природе, характере войны, нужно выяснить, из каких исторических условий выросла данная война, какие общественные силы ее ведут и во имя чего, т. е. какие цели они преследуют, каких результатов хотят добиться и что может стать реальным результатом войны. Одно дело - непосредственное подчинение того народа, против которого развязана война, другое дело - когда война ведется из-за передела колоний, и третье - когда целью войны является истребление определенной национальной или социальной группы, уничтожение народа или народности (геноцид). На более ранних ступенях человеческой истории (в рамках таких вторичных формаций, как рабство, азиатский способ производства и феодализм) война, возникая на фундамента частной собственности и эксплуататорских отношений, преследовала цель переделить территории и богатства, захватить дешевую рабочую силу и т.п. На более высоких ступенях, с ростом производительных сил ставились более существенные цели закабаление народов целых стран или государств. При этом надо учитывать, что главные потери во время войны несет народ, рядовые граждане - крестьяне, рабочие, фермеры, служащие и т.д. Именно они оплачивали войны резким падением своего жизненного уровня. В противоположность этому определенная часть имущих, эксплуататоров и угнетателей использовала войны в корыстных целях: истребление в ходе войны самой производительной части населения, падение жизненного уровня широких масс часто сопровождалось быстрым обогащением той части населения, которая занималась поставкой оружия, обмундирования боеприпасов, продовольствия для армии, перекачивая в свои карманы огромную часть средств, мобилизуемых правительством посредством налогов. Например, англо-бурская война в конце XIX в. принесла английским торговцам смертью 1125 фунтов стерлингов на каждого убитого. В дальнейшем доходы быстро возросли: уже в годы первой мировой войны они составили 8000 долл. на каждого убитого. За время второй мировой войны, унесшей более 50 млн. человеческих жизней, прибыли одних американских монополий составили свыше 55 млрд. долл. Уничтожая огромные материальные и духовные ценности, разрушая производительные силы и их цвет - людей, войны, особенно мировые, нанесли человечеству глубочайшие кровоточа щие раны, заживающие десятилетиями. Присущая истории неравномерность экономического и социально-политического развития отдельных стран постоянно меняет соотношение сил на мировой арене, что, как справедливо отмечают политологи и на Западе, и на Востоке, приводит к попыткам использовать свою возросшую мощь для передела территорий и богатств. Здесь нет иных средств восстановления время от времени нарушаемого равновесия, кроме кризисов - в экономике и войн - в политике. Межгосударственные войны, в том числе и мировые, - продукт сознательной политики. Но это не означает, что на любом историческом этапе существуют равные возможности для недопущения, предотвращения войны. Еще в начале XX в. Ленин и его сторонники исходили из неизбежности войн между государствами, а потому он считал вооруженное восстание народа и гражданскую войну, хотя и не лучшей, но наиболее вероятной формой развития народной революции. Позже ситуация изменилась. Почему? Ранее на мировом поприще сталкивались интересы и политика только финансового капитала, империалистической буржуазии. А силы людей труда, силы миролюбивой демократии были недостаточны чтобы воспрепятствовать войне. Именно в связи с этим В.Ленин писал о "главенствующей ныне во всем мире международной политике финансового капитала которая, неизбежно порождает новые империалистические войны (Соч., т.ЗЗ, с.33). Когда ситуация и соотношение сил изменились, подобные войны перестали быть неизбежными. Наряду с межгосударственными войнами бывают и войны внутри государств, ведущиеся за социальное освобождение (вооруженные восстания, гражданская война или партизанская война во имя национального освобождения). Все это - справедливые войны. Было бы неверно считать, будто любое применение вооруженного насилия недопустимо. Еще Жан Жак Руссо обосновал справедливость вооруженной борьбы против тиранов: "Восстание, - писал он, - которое приводит к убийству или свержению с престола какого-нибудь султана, это акт столь же закономерный, как те акты, посредством которых он только что распоряжался имуществом и жизнью своих подданных. Одной только силой он держался, одна только сила его и низвергает". Развивали мысль о справедливости и оправдывавли борьбу против тиранов, оправдывали народные восстания многие мыслители. По мере того, как все очевиднее становились невосполнимые потери, связанные с вооруженными восстаниями и гражданскими войнами , а тем более с мировым вооруженным конфликтом, утверждается концепция, нацеленная на мирное разрешение национальных, социальных и международных споров. Но до того, как эта концепция стала возобладать, почти пятидесятилетний мир после Второй мировой войны был обеспечен противоборством в условиях крайне опасной гонки вооружений и взаимных угроз. Борьба несовместимых интересов в эти годы продолжалась на мировой арене в виде "холодной войны", подстегивавшей гонку вооружений,которая обескровила "реальный социализм", обеспечив выигрыш Западу."Холодная война" - это не только советско-американское столкновение, а глобальное противоборство, исключившее третью мировую войну с лобовым столкновением двух систем и их ракетно-ядерных сил. "Как американцы, так и русские, - писал Артур Шлезингер /младший/, - привыкли рассматривать "холодную войну" как своеобразную дуэль между двумя только государствами, как исключительно советско-американскую монополию. Однако будет ошибкой низводить "холодную войну" до двусторонней игры, которую вели СССР и США. Государства Европы не были просто зрителями, присутствовавшими на чьем-то матче. Они тоже принимали участие в "холодной войне". И, как считает автор. Запад победил в этой войне. . Один из самых щекотливых аспектов в вопросе создания нации - возрастающая роль применения военной силы по мере роста государства. Необходимо заметить, что подавляющее большинство европейских наций были образованы и объединены путем их покорения. Поэтому ересь, восстания и освободительные движения очень жестоко подавлялись. А во многих странах третьего мира это продолжается и поныне. Для любого правители сохранение государства является делом первостепенной важности. И монарх, и президент сделают все возможное, чтобы не допустить иностранного вторжения в страну или избежать внутреннего раскола. И они бывают безжалостны, когда возникают подобные угрозы. В интересах сохранения государства они наращивают военную мощь своего государства, для того чтобы иметь возможность противостоять любым угрозам, а это, в свою очередь, означает, что им необходимо постоянно совершенствовать политическую систему государства... ...Неспособность усовершенствовать армию и систему управления государством могла привести к потере власти. Территориальное устройство Европы заметно упростилось по мере того, как небольшие государства покорялись и сливались с более крупными. Поэтому война являлась могучим двигателем объединения и различного рода усовершенствований Почему возникает война? Много было написано о том, почему возникает война. Многие мыслители соглашаются в том, что у войны имелось много причин, а не одна. Хотя в очень широком плане теории по вопросу о войнах разделяются на две общие категории: микрои макротеории - малая, крупным планом картина, центром которой являются отдельные люди в противопоставлении большой, панорамной картине, в центре которой целые станы и их взаимодействие. Микротеории. Корни микротеории во многом кроются в биологии и психологии. Они пытаются объяснить войну как результат генетической агрессивности человека. Результатом миллионов лет эволюции явилось то, что люди превратились в борцов для того, чтобы добыть пищу, защитить свои семьи и охранять свою территорию. В этом люди ничем не отличаются от многих животных. Многие антропологи гневно опровергают такой биологический дарвинизм, утверждая, что поведение первобытных людей широко варьируется - одни из них агрессивные другие - нет, что можно объяснить только их культурой. Писатели, ориентирующиеся на изучение психологии, исследуют личности лидеров, что их делает такими и как они добиваются такой власти над массами, благодаря которой можно ввергнуть их в войну. Биологические и психологические теории обладают некоторой способностью проникновения в сущность проблемы, но они далеко не объясняют сами войны. Если человек по своей природе агрессивен, то почему страны не находятся в состоянии войны все время? Каким об разом получается так, что страны могут вести длинную серию войн - русскотурецкая война вокруг Черного моря или арабоизраильская война - под руководством различных лидеров, которые наверняка должны быть различными в психологическом отношении? Биологический и психологический подход может проникнуть в сущность причин, лежащих в основе, но не непосредственных причин. Существует определенная человеческая агрессивность, но в каких условиях она проявляется? Для того, чтобы понять это, обратимся к макротеориям. Макротеории. Макротеории уходит своими корнями в историю и политологию. Они концентрируют свое внимание, главным образом, на могуществе и амбициях государств. Государства, а не индивидуумы являются главными участвующими лицами. Государства там, где они могут, расширяют свои владения - как в случае с продвижением Германии на восток в средние века, с "очевидной неизбежностью" американцев, с ростом Британской империи и взятия Советами Восточной Европы и Афганистана. Только уравновешивающая сила может остановить движение с целью расширения своих владений. Одна сторона, опасаясь роста соседней страны, будет укреплять свою оборону или вступать в союзы для того, чтобы противостоять мощи соседа. Многое в международных отношениях можно объяснить пословицей "Si vis расеm para bellum" ("Если хочешь мира, готовься к войне") и "Враг моего врага - мой друг". Политические лидеры почти автоматически чувствуют национальный интерес и власть и стремятся к их усилению. Ведет ли погоня за властью к войне или к миру? Здесь вновь существуют две основные теории.Баланс сил. Наиболее старая и распространенна теория гласит, что мир бывает тогда, когда государства, укрепляя свое национальное могущество и образуя альянсы, уравновешивают одно другое. Мечтающие об экспансионизме блокируются. В соответствии с теорией баланса сил большие периоды относительного мира - между Вестфальским миром в 1648 г. и войнами, разразившимися в результате Французской революции /1798-1814/, и затем с 1815 г. до начала I мировой войны в 1914 г. - были временем, когда европейские державы уравновешивали друг друга. Когда баланс нарушался, начиналась война. Иерархия силы. Изощренные аналитики называют баланс сил проблемой в квадрате. Во-первых, потому, что рассчитать масштаб силы настолько проблематично, что невозможно знать, как и когда происходит уравновешивание сил. Некоторые авторы отмечают, что периоды мира были тогда, когда силы были сбалансированы, когда государства в том, что касаются силы, были выстроены в иерархический ряд. Именно в переходные времена, когда нарушалась эта иерархия, у стран возникал соблазн начать войну. После большой войны с окончательным исходом воцаряется мир, потому что в этом случае хорошо известно соотношение сил. Если эта теория верна, то попытки достичь точного баланса сил абсолютно не верны: это приведет к войне, поскольку участвующие государства будут думать, что они имеют хороший шанс на победу. Неправильное восприятие. Соединяя воедино микро- и макроподходы, некоторые ученые сконцентрировались на "представлении" или "восприятии" как ключевом факторе войны. Как психологический, так и силовой подход вносят определенный вклад, ибо они не являются совершенными. Не реальная ситуация (иметь представление о которой сложно), а ситуация, которую лидеры воспринимают в качестве таковой, заставляет их принимать решения, касающиеся войны или мира. У них часто складываются ошибочные представления при столкновении с враждебностью и разработкой более совершенного оружия в другой cтpане, которая считает, что ее действия преследуют оборонительные цели и направлены на то, чтобы преодолеть отставание в области вооружений. Джон Ф.Кеннеди показывал, что Советы обладают преимуществом в ракетах над нами; он добился резкого увеличения ракет в США. Это привело к тому, что Советы фактически оказались позади нас, и они восприняли усилия американцев как угрозу, которой они должны противостоять. Президент Рейган считал, что советская мощь превосходит нашу и является чрезвычайно опасной; он ускорил разработку новых ракет для достижения равновесия. Советы восприняли это как агрессивный шаг и противопоставили этому свое собственное новое вооружение. Обе стороны оказались заложниками своей собственной уязвимости. Как блестяще сказал Генри Киссинджер: "Абсолютная безопасность для одной державы означает абсолютную уязвимость для всех других". В теории неправильного восприятия или представления психологичский и реальный мир сталкиваются друг с другом в делах политических лидеров. Они считают, что они действуют в оборонительных целях, но созданная ими картина ситуации может быть искаженной. Интересно отметить, что в наше время ни одна страна, не называет свои действия иначе, как оборонительными. Американцы во Вьетнаме рассматривали свои действия как защиту свободного мира; Советы в Афганистане считали, что защищали социализм. В их собственных глазах нация никогда не является агрессивной. Страна под руководством своих лидеров, под воздействием идеологии и средств массовой информации может довести себя да такого состояния страха, что даже её самые агрессивные шаги могут объясняться как преследующие оборонительные цели. Даже Гитлер и немцы во время второй мировой войны считали, что защищают Германию против враждебных государств.
ВСловаре.Ру>Политический словарь
 Война
- англ. war; нем. Krieg. Организованная вооруженная борьба между государствами или классами, продолжение политики средствами вооруженного насилия (К. Клаузевиц, В. И. Ленин). Войны различаются по целям (завоевательные, освободительные), по масштабам (локальные, мировые), по полит, характеру  (гражданские, межгосударственные), по характеру военной техники (ядерные), по способу ведения (партизанские, фронтовые, тотальные) и т. д.
ВСловаре.Ру>Социологический словарь
 Война
Символ разъединения и воссоединения, устранения беспорядка и установления порядка из хаоса, конфликта между добром и злом, духовной битвы между добром и злом в природе человека, достижения единства. В индуизме это битва Кришны и Арджуны, в исламе - Священная война.
ВСловаре.Ру>Словарь символов
 Война
организованная вооруженная борьба между государствами, нациями(народами), социальными группами. В войне используются вооруженные силыкак главное и решающее средство, а также экономические, политические,идеологические и другие средства борьбы. между социальными группамивнутри страны за государственную власть называется гражданской войной. Запоследние 5,5 тыс. лет было ок. 14,5 тыс. больших и малых войн (в т. ч.две мировые), в ходе которых погибло, умерло от эпидемий и голода св. 3,6млрд. человек. В современных условиях в связи с окончанием ""холоднойвойны"" уменьшилась опасность мировой ядерной войны. Однако продолжаются т.н. локальные войны - военные конфликты, связанные с религиозными,территориальными и национальными спорами, племенной рознью и т. д.Международное сообщество, ООН стремятся к созданию системы отношений междугосударствами, исключающей угрозу силой и ее применение.
ВСловаре.Ру>Большой Энциклопедический Словарь
 Война
— вооруженная организованная борьба между государствами, классами или нациями, в основном с использованием вооруженных сил как главное и решающее средство. Применяют также экономические, дипломатические, идеологические средства борьбы.
ВСловаре.Ру>Исторический словарь
 Война
в понятиях Святой Руси противоестественное состояние, раздор между государствами, международная брань. "Войной и огнем не шути, - говорил русский человек. - Всякая война от супостата (дьявола), а не от Бога". Во время войны совершается страшный грех - убийство. Войны без мертвых не бывает (Ипатьевская летопись). " есть убийство, и сколько бы людей ни собрались вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, - убийство все же остается худшим грехом в мире" (Л.Н. Толстой). В народном сознании только одна война считалась справедливой - против захватчиков, освободительная. В своей истории Россия не вела наступательных, агрессивных войн. Все ее войны были либо против захватчиков (поляки, французы, немцы), либо за освобождение ранее захваченных врагами русских территорий. Войны против захватчиков считались у русских людей народными, отечественными войнами (см.: Отечественная война 1812, Великая Отечественная война). "Кто с мечом к нам придет, - провозгласил св. Александр Невский, - тот от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля". Русскому царю сщмч. Николаю II принадлежит идея о всеобщем и полном разоружении. С этим в 1898 он обратился ко всем странам мира, чтобы "великая идея всеобщего мира восторжествовала над областью смуты и раздора". Однако идеология Запада, основывающаяся на утверждении, что "война есть естественное состояние человечества", сделала невозможным претворение в жизнь предложений русского царя. О. Платонов
ВСловаре.Ру>Исторический словарь
 Война
— евр. мильхама. . После 40-летнего хождения по пустыне израильтяне вступили в Ханаанскую землю, как воинственное племя. Все мужчины, начиная с двенадцатилетнего возраста, были обязаны носить оружие. Когда колено Рувимово, Гадово и полуколено Манассиино хотели поселиться к востоку от Иордана, то это было разрешено им при условии, что они вместе со своими братьями перейдут реку и помогут им завоевать землю (Чис. 32:16 и дал.). С оружием в руках израильтяне должны были отвоевывать каждую пядь Ханаанской земли. Во времена судей они вели беспрерывные войны с разными врагами. Войска набирались путем всеобщего народного ополчения, но такой набор охватывал не всю страну, а только ту область, которой грозила опасность. Так, Аод собрал колено Ефремово, Варак — Неффалимово и Завулоново; Гедеон выступил с коленом Манассииным и т.д. Вскоре после воцарения Саула было набрано всеобщее народное ополчение, составившее 330.000 человек, с целью помочь Иавису Галаадскому, осаждаемому аммонитянами (Шар. 11). Постоянные войска стали необходимы во время правления царей. Уже Саул имел небольшой отборный отряд в 3000 человек, который он при необходимости увеличивал (1 Цар. 13:2; 14:52; 24:3; 26:2). Давид также имел особых телохранителей-хелефеев и фелефеев (2 Цар. 8:18) и отряд храбрых воинов в количестве 600 человек (1Цар. 23:13; 25:13; 2 Цар. 16:6; 20: 7; 3Цар. 1:8). Их казармами, может быть, был «дом храбрых», о котором упоминается у Неем. 3:16. По 1 Пар. 27, регулярные войска Давида достигали 288.000 человек и делились на 12 частей, которые несли службу поочередно в течение месяца; над войсками начальствовали 12 главных героев царя. Но число людей, способных к войне во времена Давида, достигало 1.300000 человек (2 Цар. 24: 9) или 1.570.000 (1 Пар. 21:5). В дальнейшем упоминается об огромных отрядах воинов. См. «Израильские цари и страна».
ВСловаре.Ру>Исторический словарь
 Война
- организационная вооруженная борьба между государствами, классами или нациями.
ВСловаре.Ру>Политический словарь
 Война
- открытое вооруженное насилие со стороны организованных вооруженных сил государства или иных политических структур (напр., вооруженные отряды повстанцев, направляемые оппозицией против официальных властей). В. непосредственно связана с политикой и имеет политическое содержание. В большинстве случаев В. обусловливаются долговременными экономическими, территориальными,, идеологическими, военно-стратегическими, геополитическими, дипломатическими и др. противоречиями, не нашедшими разрешения с помощью традиционно мирных политических методов. Различают В. справедливые, правомерные (индивидуальная или коллективная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции против агрессора по решению Совета Безопасности ООН, национально-освободительные войны в осуществление права на самоопределение) и В. несправедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Несправедливые, неправомерные В. являются международным преступлением. Выделяют также следующие виды В.: межгосударственные и гражданские; агрессивные и оборонительные; мировые и ограниченные (локальные, региональные); большой и малой интенсивности. В зависимости от средств вооруженной борьбы выделяют В. с применением обычных вооружений и , оружия массового поражения. В., ограниченные по своим масштабам, времени, числу вовлеченных участников, нередко называют вооруженными конфликтами. При расширительном толковании под В. подразумевают политику нагнетания напряженности в межгосударственных отношениях, гонки вооружений, взаимных угроз соперничающих государств или блоков государств применить вооруженную силу (напр., холодная война 50-80-х гг.). Иногда под В. понимают политику острого соперничества между государствами в различных областях международных отношений. В данной связи говорят о торговых, экономических, информационных, технологических и др. В. Конституции некоторых государств, принятые после Второй мировой войны, содержат т.н. мирные статьи, провозглашающие безоговорочный отказ от В. как средства государственной политики.
ВСловаре.Ру>Политический словарь
 Война
- один из методов политической борьбы, заключается в тотальности действий, целью которых является нанесение ущерба противоположной стороне.
ВСловаре.Ру>Психологический словарь
 Война
- экстремальное явление общественной жизни, организованная вооруженная борьба между государствами, либо их коалициями (и, соответственно, вовлеченными народами), либо между социальными группами или же этносами общества, выступающая продолжением их политики (а, равно, намерений политического характера) насильственными средствами при антагонистических (враждебных, непримиримых) отношениях, крайнем их развитии, состоянии. В. - специфический социальный конфликт,  применение (указанными субъектами) вооруженного и любых используемых в этом качестве средств насилия как способа достижения политических целей и разрешения общественных противоречий политического характера; крайняя, экстремальная форма  разрешения межгосударственных либо внутригосударственных политических противоречий. Инвариантные, сущностные признаки феномена В. позволяют рассматривать данное событие объективно только применительно к социуму,  определенному уровню развития и конкретному характеру социально-политических отношений. Категориальное определение  сущности явления В. исключает в научном оперировании различные "расширительные" интерпретации данного понятия, нередко применяемые на обыденном уровне и отстаиваемые некоторыми философствующими школами. В частности, распространение его на техносферу (В. машин), биосферу (борьба за существование в природе) и др., где понятие  В. либо метафорируется, либо отождествляется с более широкими понятиями "борьбы" и "насилия"; вследствие чего усматривается феномен В. не только у животных, но и у насекомых и во всем физическом универсуме как "факт  природы" - такие подходы  встречают в науке серьезные возражения. С объективных позиций переоцениваются также "избыточно" классовые (акцентированные философской школой марксизма-ленинизма) аспекты определения сущности В. В. как осуществление или вооруженное насилие  в политических целях - объективная реальность, которую необходимо учитывать, анализировать и предвидеть пути его возможного использования. Как самостоятельная научная проблема,  В. активно изучается с середины 20 в. отраслью современной политологии - военной политологией (фигурирующей в западной науке под названиями - "полемология" (наука  о В.), "вайленсология" (наука о насилии). Военная политология в самом кратком ее определении есть наука о роли военной силы во внешне- и внутриполитических отношениях и ее использовании субъектами политики (власти) для отстаивания своих интересов. Всестороннее развитие  новейших комплексных знаний о В. обеспечивается также соответствующими исследованиями других наук. Предметом философских исследований феномена В. выступают проблемные вопросы: о сущности В. как общественном явлении и ее историческом генезисе; о месте В. в ряду цивилизационных явлений и ее роли в истории - влиянии на социальное развитие;  об основных типах и видах В. различных исторических эпох; о глубинных закономерностях и тенденциях  изменения сущности В.; о возможностях и условиях устранения В. из жизни общества и др. Специфическое содержание В. - вооруженная борьба - исследуется совокупностью  дисциплин, представляющих непосредственно военную науку (теория  военного искусства - стратегия, оперативное искусство,  тактика, в которых развиваются теоретические основы планирования, подготовки, ведения и всестороннего обеспечения военных действий соответствующего масштаба; теория военного строительства, исследующая вопросы состава и организации, структуры и технического оснащения вооруженных сил в мирное и военное время,  системы их отмобилизования, комплектования и развертывания, подготовки резервов, организации военной службы и др. вопросы; теория воинского обучения и воспитания, разрабатывающая формы и методы  оперативной боевой подготовки, формирования необходимых боевых качеств личного состава, слаживания подразделений, частей, соединений с целью  обеспечения высокой боеспособности и боеготовности вооруженных сил как главного и решающего средства ведения В., а также ряд др. специальных теорий - отраслей общественных, естественных и технических наук, обеспечивающих потребности военного дела). Наряду с этим В. как сложное социально-политическое явление изучается в историческом (история  В.), правовом (военное право)  и иных аспектах. В системе современных, активно развивающихся философских знаний о В. превалирует, являясь широко признанной, концепция  рассмотрения В. исключительно как феномена политической истории общества, как социально политического фактора.  Генезис В. объективно рассматривается во взаимосвязи со становлением государственности народов и появлением политики как специфического вида государственной (общественной) деятельности. Элементы  В. вызревают в недрах древности и отчетливо обнаруживают себя на цивилизационной ступени т.наз. "военной демократии" периода разложения первобытно-общинного строя, отмеченной Морганом в работе "Древнее общество"  (1877): именно тогда "...война  и организация  для войны становятся... регулярными функциями народной жизни", являя "хозяйственный промысел" грабежа других племен, а позднее и соплеменников. На последующих этапах цивилизационного развития В. обретает и другие конкретные функции (экспансии, карательную - подавления, насильственного "переустроения мира" и др.), реализуемые как исторически необходимые. То есть В. - феномен, имеющий конкретно исторические предпосылки, условия, реальные начало и пределы своего развития, функции в общественной практике, в цивилизационном процессе.  В. и общество,  а точнее государство  и В., политика  и В. рождаются и эволюционируют вместе, в объективной, органичной взаимосвязи. Как социально-политическое явление, В. имеет исторически преходящий характер. Действительно, примерно 6000-летний период истории человечества (народов, перешедших к государственности), как констатирует наука, сопряжен с явлением В. (и все они входят в содержание политики), которых произошло уже более 14,5 тыс. больших и малых, в т.ч. две мировые В. 20 в.; в их ходе и по их причине погибло, умерло от голода  и эпидемий свыше 3,6 млрд. человек,  уничтожены неисчислимые и невосполнимые материальные и духовные ценности  многих цивилизаций. Глубинными закономерностями генезиса и эволюции В. во взаимосвязи с политикой государств всецело определяются также объективная возможность устранения В. (альтернативной политикой) из общественной практики и неизбежность эпохального перехода народов к всемирной истории без В., открывающего совершенно невиданные цивилизационные перспективы. Вызревание основополагающих научных идей о социально-политической природе В., ее исторически преходящем характере и условиях полного устранения ее из жизни общества находит свое отражение в многочисленных историко-философских данных и получает дальнейшее принципиальное развитие в современных исканиях общечеловеческим разумом конкретных путей освобождения от кровавого Молоха. Взгляд на В. как на социальное  зло формируется уже в глубокой древности. В ветхозаветной книге "Бытия", в древнегреческой мифологии, скандинавской "Эдде", древнекитайском трактате "Дао дэ цзин" и других источниках протест  против В. облекается в форму мечтаний о безвозвратно минувшем "золотом веке", когда все люди были братья и не знали В. Стремление раскрыть природу В. свойственно общественной мысли, начиная с рабовладельческой эпохи. Первые шаги в этом направлении осуществили древнекитайский полководец и мыслитель Сунь-цзы (6-5 вв. до н.э.), древнеиндийский брахман  Чанакья (4 в. до н.э.), древнегреческий историк Фукидид (5-4 вв. до н.э.), отмечавшие связь В. с состоянием жизни народов и государственными деяниями. Древнегреческие философы (Демокрит, Платон,  Аристотель  и др.) сделали значительный шаг в анализе  социальной природы В. Отмечая, что первобытное состояние людей отличалось естественным господством  грубой силы, категорически отрицаются присущность В. первобытному "дикому" обществу, а также суждения о В. как извечном, естественном состоянии общества. Столкновения древних мигрирующих племен или т.наз. "древние В.", действительно, по сути своей не В., т.к. совершенно не представляют особой специфической деятельности племен. Демокрит одним из первых поставил вопрос о происхождении В. и попытался ответить на него. Генезис В., согласно его учению, обусловлен экономическими и социально-политическими причинами, имущественным неравенством  людей. Как правило,  на этой почве между людьми возникают всевозможные раздоры и конфликты.  И особенно часто они происходят в том государстве, где царит произвол и увеличивается бедность  граждан. Среди причин В. и внутренних коллизий Сократ  называл: несовершенство человека; невозможность людей разобраться в смысле добра и зла; нарушение законности в государстве по воле правителей. Платон в диалоге  "Протагор" определяет В. как "часть искусства политического". Согласно "Государству" Платона, понятия "В." и "раздор" различны не только как "столкновения между чужими" и - "...между своими". В. рельефно выступает при этом прежде всего целью и одной из основ становления рабовладельческой государственности, т.е. политическим законом ее развития. Поскольку численность рабов (в основном плененных) зависит от частоты В., которые ведет государство, - начинается "...беспрерывная война между всеми государствами" ("Законы" ). В. становится естественным состоянием общества, узаконенным способом приобретения рабов и захвата чужих территорий. Главенствующим принципом социального развития, по мысли Платона, является право сильного над слабым. Однако устроителю совершенного государства не следует устанавливать законы "ради военных действий", а напротив, следует устанавливать "законы, касающиеся войны, ради мира". И "среди распрей, - должно, по Платону, - помнить о мире" ("Государство"). В органичной взаимосвязи с политикой и другими сторонами общественной жизни рассматривает В. также Аристотель ("Политика"), обращая внимание на основные стороны ее содержания: прежде всего, цели, преследуемые вооруженным насилием; и непосредственно вооруженную борьбу. Объективный  научный факт - именно с обретением политического содержания В. приобрела развитые формы и вызвала к существованию собственные постоянно действующие, обеспечивающие ее социальные институты  (вооруженные силы). Сущностная связь между В. и политикой осмысливалась и в последующие века. Сложность понимания такого социального явления как В. вводила, однако, в заблуждение не одно поколение  мыслителей прошлого. Высказать мысль о том, что В. - это не некое самостоятельное социальное явление, а вторичный, зависимый от политики, феномен - удалось не многим. Философский вывод о сущности В. сделал в 19 в. немецкий военный теоретик К. фон Клаузевиц (1780-1831), сформулировав ее классическую формулу. В., писал он, "...есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами"; В. - "...не только политический акт, но и подлинное орудие политики, продолжение политических отношений, проведение их другими средствами" ("О войне"). В историческом развитии общественной мысли в отношении к В. примечательны следующие вехи. В период Римской империи возникает концепция космополитического РАХ Romana - насильственно экспансируемого мира, поддерживаемого военным могуществом Рима. Не однажды в истории она служила идейным ориентиром формирования (и существования) посредством крупномасштабных военных экспансий различных империй или т.наз. "цивилизаций военного типа" (Спенсер), находя свое отражение в политике (великодержавности, гегемонизма, неоглобализма и т.п.) некоторых государств вплоть до современности. В развитии христианско-теологических (характерных для европейской культуры, достаточно распространенных и в настоящее время) воззрений на В. принципиальными являются идеи о "греховности" В., несовместимости ее с учением Христа (Климент, Ориген, Тертуллиан), не исключающие, однако, признание принципа  "священной" В. в защиту Веры и Отечества (концептуально обоснованного еще Августином и Фомой Аквинским). Уже в 16-17 вв. гуманистами (Т.Мор, Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень, Г.Гроций и др.), выступавшими с резким осуждением В. (феодальной эпохи), впервые выдвигаются идеи ограничения разрушительного действия В. Примерно с 17 в. появляются гуманистические (еще весьма идеалистические по своему содержанию) проекты  "вечного мира" (Э.Крюсе, 1623, И.Кант, 1795). Представителями общественной мысли 18 в. [Монтескье  , Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, Вольтер] В. критикуется как социальный  пережиток "варварской эпохи", осуждаются военные завоевания и насилие, выдвигаются и отстаиваются идеи равноправия народов. С 19 в. в антивоенную аргументацию активно включаются - Р.Оуэн, Ш.Фурье, Маркс , Энгельс , Ленин - идеи переустройства общественной жизни на социалистических и коммунистических началах как условии закономерного устранения В. в новейшую эпоху человечества. Когда "трудящиеся классы"  приобретут решающее влияние  в государстве, как полагал в свое время Н.Чернышевский, "исчезнет всякая возможность войн", грядет установление нового нравственного мира. Глубокий нравственный анализ проблемы В., впервые подойдя к рассмотрению ее с позиций нравственно-культурных измерений, осуществил В.С.Соловьев. В., отмечает он, не только социально-политическое явление, но также, и даже главным образом, феномен духовно-культурной сферы жизни, острейшее проявление  духовного конфликта различных культур; в тождественности истории человечества с историей В. видится "хронический недуг  человечества" ("Три разговора  о войне, прогрессе  и конце всемирной истории"). И причины В., и определяющие условия их устранения В.С.Соловьев связывал прежде всего с нравственно-духовной сферой жизни людей. Развитие этих идей продолжили затем в начале 20 в. Бердяев , Е.Н.Трубецкой и др. В 20 в. человечество, пережившее две мировые войны, угрозу ядерного апокалипсиса и сотни локальных военных конфликтов, провозглашает высочайшей значимости идеи: В. не может быть более продолжением политики насильственными вооруженными средствами, самоисключающими как оружие массового уничтожения (ядерное, химическое, биологическое, лучевое и др.), так и в принципе применение таковых средств, угрожающих гибелью всей цивилизации; актуальной практической задачей мирового сообщества становится созидание ненасильственного мира. Наличие оружия массового уничтожения опровергает незыблемость вывода ортодоксального клаузевиционизма о сущности В., поскольку совершенно очевидно, что такое оружие нельзя ни ограничить, ни контролировать таким образом, чтобы его можно было использовать для достижения какой-либо политической цели. Формируется и утверждается теория "неоклаузевиционизма", сущность которой заключается в обосновании доктрины достижения превосходства над противником через неприменение силы и оружия. Современные процессы "демилитаризации" общественного сознания выдвигают и постоянно генерируют целую систему идей (и концепций) относительно причин, сущности, социального характера современных войн и военных конфликтов, влияния на них бурных политических процессов, происходящих в большинстве государств и регионов мира. Широко известны имена философов, политологов, специалистов по этим проблемам,  таких, как: Ю. Галтунг, Д. Бенерджи, Боулдинг, Ч. Москос, В. Шеелен, Б. Фликенштейн, А. Раппопорт, Г. Хаген, Дж. Эберли, С. Благоволин, Б. Каневский, А. Лилов, Е. Рыбкин и др. Общеизвестна роль  в разработке философской проблематики В. европейских и американских исследовательских центров. Среди них: Королевский институт  международных отношений (Великобритания), Институт общественных отношений при Бундесвере (Германия), Центр российского и евроазиатских исследований Монтеррейского института (США), Центр по контролю над вооружениями (Канада), Центр оборонной информации (США), Российская ассоциация  "Армия и общество" и др. Решение  проблемы "мир или выживание" американский ученый А.Клод видит, например, в правильной постановке вопроса "силового менеджмента"  в масштабе всего мира. Он исходит из того, что сила  не может быть ликвидирована, т.к. человеческие группы будут всегда в состоянии причинять друг другу ущерб, в чем мы убеждаемся на протяжении всего человеческого существования. Если на данном этапе развития люди не в состоянии уничтожить разрушительные силы, то необходимо тогда стремиться к повсеместному управлению ими, "разумно" увязывая их (Ф.Дайсон) с дипломатией и моральными проблемами. Согласно концепции американского социолога Ч.Москоса, по мере эволюции современных государств от "общества готовности к В." к "обществу сдерживания В." и от него к "обществу отрицания В." соответственно изменится статус  и функции вооруженных сил (Москос Ч. "Вооруженные силы в "обществе отрицания войны"). После Второй мировой войны широкое распространение получили идеи ненасильственной борьбы в политических процессах современности. Эти идеи, возникшие еще в средние века в Европе, акцентированные Л.Н.Толстым в философии "непротивления злу насилием", развитые в трудах Эмерсона, Торо и др., наиболее глубокое продолжение получили в философии "гандизма" М.Ганди. Активно руководствуются ими пацифистское движение, отвергающее любые В., а также творцы нового мира, основываемого на принципах ненасилия. Однако философская формула сущности В., данная Клаузевицем, отнюдь не утратила своего научного и практического значения. В целом, хотя и получив ряд истолкований в новейших научных интерпретациях,  она принимается всеми в качестве исходного положения философского, политологического и иного анализа В. Уже полтора столетия признано, что данная формула наиболее полно характеризует сущность В. в ее связи с политикой. Она, как в фокусе, собирает все важнейшие связи и отношения процесса В.; к этому "фокусу" ведут глубинные корни, питающие В., их вызревание в недрах социально-экономической жизни. Дело в том, что все политические интересы,  которые реализуются в процессе В., продиктованы более глубокими экономическими и социально-классовыми интересами. Сама политика выступает лишь концентрированным выражением всех этих интересов. Отсюда идут все последующие связи, определяющие смысл развязывания, ход, развитие В. Любая из В., осуществляемых в настоящее время в т.наз. "горячих точках" планеты, является продолжением политики тех или иных государств, народов и наций, со всей очевидностью выражающей прежде всего их материально-экономические и другие определяющие интересы  (объективная глубинная причинность войн по историческим и современным данным). Методологически значимым для формирования отношения к В. либо военному конфликту (в широком смысле обозначает любые военные коллизии, в т.ч. и мировые войны, в узком - ступень, предшествующую высшей стадии конфронтации - войне) является их социально-политическая оценка.  Она объемлет определение "статуса" В. (конфликта, военной акции) в переживаемый исторический период, ее направленности (прогрессивности или реакционности) по ее социально-политическому характеру. Определение социально-политического характера В. - коренной вопрос оценки  ее сути. По социально-политическому характеру В. классифицируют на: справедливые (любая В. в защиту, оборонительная или отечественная, а также национально-освободительная), несправедливые (любые агрессии и колониальные захваты), несправедливые со стороны всех вооруженно конфликтующих участников. В настоящее время мировое сообщество  полагает необходимым руководствоваться в оценке социально-политического характера В. не только критерием национальных интересов, но вместе с тем и критерием соответствия В. нормам  международного права.  Сами виды и формы применения военной силы разнообразны. По конкретным основаниям В. классифицируют на: внутренние (гражданские или вооруженные конфликты немеждународного характера), внешние (межгосударственные, коалиционные или международные вооруженные конфликты), их предтечи или последствия - военные конфликты и другие виды применения военного насилия (интервенции, акции, демонстрации силы, "карательные" меры, военные перевороты) . В. могут быть глобальные и локальные (ограниченные, региональные военные конфликты различной степени интенсивности). Апологетике В. со стороны милитаристски настроенных сил, традиционно опирающихся на идеи о "вечности" и фатальности В. - Протагор, Горгий, О.Шпенглер, Ф.Ницше, З.Фрейд и др., - о позитивной роли В. как некоей "целительной силы" в жизни государств и народов (Гегель), своеобразной "гигиены мира" (Ф.Т.Маринетти), устраняющей растущую "перенаселенность" планеты (Т.Р.Мальтус), в т.ч. "неполноценными расами" (Гитлер) и обеспечивающей геополитически необходимое "жизненное пространство"  более цивилизованным народам (Р. Челлен, Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Н. Спикмен); о значении В. как фактора ускорения прогресса и неизбежности цивилизационных В. (С. Хангтингтон) - всей этой "философии милитаризма  и В." разумом человечества противопоставляются подлинно жизнеутверждающие философские идеи мира, формирования общими усилиями государств всеобъемлющей системы международной безопасности на принципах ненасилия. Отвергается логика  страшных энтимем: "хочешь мира - готовься к В."; "вооруженный мир - самая надежная гарантия безопасности"; "ядерное оружие - гарант мира, силы и суверенитета  как больших, так и малых государств"; "необходимо каждому государству иметь такую собственную безопасность,  которая бы подрывала безопасность другого государства"; "силовое наказание  противника" и т.п. Утверждаются альтернативные принципы: осмысление ядерных реалий, факторов целостности и взаимосвязанности мира; отказ от угрозы военной силой и применения ее; уважение суверенитета и суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела друг друга; разрешение споров (преодоление антагонистических отношений) исключительно мирными средствами; предотвращение экспансий срывом преступных планов соперничающих государств по переделу мира, предотвращение эскалации начавшихся военных конфликтов; гуманизм  и мирное сосуществование, развитие сотрудничества государств, общее решение глобальных проблем. Существует и действует ряд договоров межгосударственного гуманитарного права (МГП); запрещающих применение некоторых видов оружия и методов ведения В. К ним относятся: Гаагские Конвенции,  1907; Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время В. от 12 августа 1949; Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей во время вооруженного конфликта (1954); Конвенция о запрещении бактериологического (биологического) оружия (1972); Конвенция о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976); Конвенция о запрещении или ограничении применения некоторых видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие  (1980); Конвенция о запрещении производства, хранения и накопления запасов химического оружия и его уничтожении (1993) и др. Мир уже давно перешел ту грань, за которой В. стала неприемлемым орудием политики. Н.П. Баранов
ВСловаре.Ру>Социологический словарь
 Война
(warfare) — 1. Силовой, как правило  вооруженный, конфликт  между государствами или народами. 2. Сопоставимые, но не обязательно силовые, конфликты между классами и т.д., которые, однако, не переступают границ войны в смысле 1. Первое употребление намного важнее и рассматривается ниже.  и подготовка к ней часто расцениваются чуть ли не как всеобщая характерная черта человеческих обществ, что иногда объясняется наличием врожденной человеческой агрессивности, а также действием  территориального императива. Однако этому противоречит то, что распространенность  войны была весьма переменной и что в некоторых обществах редко прибегали к войне и отсутствовали традиции  милитаризма.  Конечно, война — это явление, обусловленное скорее культурой, чем предопределенное биологией. Не наблюдается в простых или более развитых обществах и какого-либо прямого шаблона экологических либо территориальных факторов, способных обеспечить объяснение  различий в распространенности войны. В современных обществах, в частности, термин  требует понимания с политико-экономической точки зрения. Как отмечает историк Тилли, "государство  создало войну, и война создала государство". Как настаивали многие ученые, современное европейское национальное государство  "строилось на полях сражений" {Андерсон, 1974) — см. Абсолютизм.  Не только европейская, но и вся современная Национально-государственная система  остается сосредоточенной на суверенных национальных государствах, в которых угроза войны все еще представляется реальной и в которых, по крайней мере до недавнего времени, самому выживанию мира угрожал антагонизм  "супердержав" (см. также Стратегическая теория;  Гонка вооружений;  Холодная война) . При таких обстоятельствах и при том, что война имела также далеко идущие экономические и политические побочные эффекты  (например, как стимул  для реформы, революции или политической реакции), удивительно, что ее изучение не занимало центральное место в социологии. Сегодня это исправляется (например, в работах  Манна и Гидоенса). Ключевая общая проблема  состоит в том, каким образом взаимодействуют политические, военные, а также экономические и социальные изменения.  Несмотря на то, что в классическом марксизме  и многих областях социальной науки в прошлом имелась тенденция  объяснять первые с точки зрения вторых (см. Империализм) , ныне тенденция состоит в уделении намного большего внимания обратной связи. См. также Военно-гражданское соотношение;  Военно-промышленный комплекс;  Стратегическая теория;  Гражданская война. 
ВСловаре.Ру>Социологический словарь
 Война
- один из быстрых способов решения не решаемых рациональными методами (неразрешимых при имеющемся уровне информации, интеллекта и общественных отношений) задач, стоящих перед группой людей. Ассоциативный блок. Войны делят обычно на справедливые и несправедливые....
ВСловаре.Ру>Философский словарь
 Война
столкновение сил между государствами, народами или социальными группами, классами, партиями. На основе этого различают войны мировые, локальные, гражданские, а также справедливые, несправедливые. Но, несмотря на характер и масштабы войн, все они отвратительны, как и преступные убийства граждан, поскольку приводят к гибели и страданиям людей.
ВСловаре.Ру>Философский словарь
 Война
— общественно-политическое явление, смысл к-рого заключается в продолжении политики насильственными средствами (см.: Ленин В. И. Т. 26. С. 224). Специфическое содержание В.— вооруженная борьба антагонистических сил внутри страны и между странами. Гл. средство ее ведения — вооруженные силы; применяются также экономические, дипломатические, идеологические и др. средства борьбы. В.— явление историческое. С разделением об-ва на антагонистические классы и образованием государства вооруженное насилие превращается в средство обеспечения экономического и политического господства эксплуататоров. В. становится непосредственным продуктом и постоянным спутником функционирования эксплуататорского об-ва. По социальному характеру сбывают войны справедливые и несправедливые, прогрессивные и реакционные, войны, передовых классов и войны отсталых классов, войны, служащие закреплению классового гнета, и войны, служащие к его свержению...” (там же. Т. 38. С. 337). Конкретная оценка В. предполагает выявление ее социально-политического содержания (какие классы ее ведут), общественно-исторической роли и морально-правовой характеристики. По своим масштабам В. может быть мировой или локальной. С появлением ядерного оружия и возможности его применения В. перестает быть средством рациональной политики. В такой В. не может быть победителей, и поэтому проиграет все человечество. Ядерная В. ведет к уничтожению самих основ существования цивилизации. Возникает качественно новый момент в истории В.: наступает их предел, граница, поскольку применение ядерного и др. видов совр. оружия абсурдно и преступно. Исключение самой возможности такой В. становится общечеловеческой задачей. Важнейшим способом предотвращения В. является создание надежного политического механизма ее блокирования. прекращение гонки вооружений и всеобщее ядерное разоружение. Сформулированная Лениным цель — “положить конец войне” (Т. 42. С. 99) — находит последовательное выражение в политике Советского государства, его программе борьбы за мир и разоружение. Уже сейчас существует мощный потенциал предотвращения опасности В., позволяющий приблизить реализацию мечты человечества о вечном мире. Философия призвана внести существенный вклад в разработку и утверждение нового политического мышления как важнейшей предпосылки решения проблемы исключения В. из жизни об-ва в совр. условиях.
ВСловаре.Ру>Философский словарь
 Война
- в международном праве организованная вооруженная борьба, в которой могут принимать участие государства, народы, ведущие национально-освободительную борьбу, а т.ж. стороны во внутригосударственом конфликте. В. сопровождается полным разрывом всех мирных отношении. Различают В. справедливые, правомерные (индивидуальная или коллективная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции против агрессора по решению Совета Безопасности ООН, национально-освободительные войны в осуществление права на самоопределение) и войны несправедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Несправедливые, агрессивные войны являются международным преступлением. Независимо от того, какой характер носит В., соблюдение законов и обычаев войны, закрепленных в Гаагских (1907 г.), Женевских (1949 г) и других международных конвенциях, строго обязательно для воюющих сторон. Начало В. между государствами влечет за собой разрыв дипломатических, консульских, торговых, экономических и других отношений и прекращение соответствующих договоров, а т.ж. иные правовые последствия. Представительство интересов воюющих сторон и защиту их граждан, находящихся на территории противника, осуществляет нейтральное государство, избранное для этой цели воюющими сторонами. Мир может быть восстановлен путем прекращения военных действий на основе соглашения о перемирии. Однако юридически состояние В. прекращается обычно мирным договором. В силу запрещения В. в международном праве вместо термина "В." применяется термин "вооруженный конфликт международного (или немеждународного) характера".
ВСловаре.Ру>Экономический словарь
 Война
- один из методов политической борьбы, заключается в тотальности действий, целью которых является нанесение ущерба противоположной стороне.
ВСловаре.Ру>Психологическая энциклопедия
 Война
ж. (война, воевать, от бить, бойня, боевать, как вероятно и боярин, и воевода или боевода), раздор и ратный бой между государствами, международная брань. Наступательная война, когда ведут войско на чужое государство; оборонительная, когда вст
ВСловаре.Ру>Словарь Даля
 Война
Борьба, враждебные отношения с кем-чем-нибудь
ВСловаре.Ру>Толковый словарь Ожегова
 Война
- в международном праве военные действия между государствами, а также между государствами и национально-освободительными движениями, сопровождающиеся полным разрывом мирных отношений. Различают В. справедливые, правомерные (индивидуальная или коллективная самооборона против агрессии, принудительные вооруженные санкции по решению Совета Безопасности ООН, национально-освободительные войны) и войны несправедливые, неправомерные (агрессия, колониальные войны). Последние являются преступлением международным.
ВСловаре.Ру>Юридический словарь