Верстовский Алексей Николаевич

Что такое «Верстовский Алексей Николаевич» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Биографический словарь » Верстовский Алексей Николаевич
- русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль ""Бабушкины попугаи"" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. в Петербурге; за ней последовали оперы-водевили: ""Карантин"" (1820), ""Новая шалость, или Театральное сражение"" (1882, в сотрудничестве с Маурером и Алябьевым ); ""Дом сумасшедших, или Странная свадьба"" (1822); ""Сантиментальный помещик"" (1822). Больше всего имела успех ""Дом сумасшедших"", шедшая на сцене еще в 1849 г. В 1822 г. Верстовский переселился в Москву, поступив на службу в московскую контору императорских театров. В 1825 г. он был назначен ""инспектором репертуара и трупп"", а в 1842 г. - управляющим московской конторой. Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные дела. Большое влияние на театральную жизнь оказывала и его жена. В Москве в первый период его деятельности ставились один за другим водевили с его музыкой: ""Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье"" (1822), ""Хлопотун, или Дело мастера боится"" в одном акте (1824), ""Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки"", ""Встреча дилижансов"", ""Тридцать тысяч человек"", ""Три десятка"" (последние четыре - в 1825 г.). При открытии Петровского театра в Москве (1825) поставлен был пролог ""Торжество Муз"", в котором музыка гимна принадлежала Верстовскому. Последние водевили с музыкой Верстовского (иногда в сотрудничестве с Алябьевым) поставлены в 1827 - 32 годах (""Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам"", ""Средство выдавать дочерей замуж"", ""Новый Парис"", ""Станислав"" и ""Рославлев""). В патриотической пьесе Скобелева ""Кремнев"", шедшей в 1839 г., песня Насти принадлежит Верстовскому (на ее тему Вьетан сочинил вариации для скрипки). В 1827 г., по мысли С.Т. Аксакова , Верстовский приступил к сочинению оперы ""Пан Твардовский"" (на либретто Загоскина ), поставленной в 1828 г. в Москве с большим успехом. Опера ""Вадим, или Двенадцать спящих дев"", на либретто профессора С.П. Шевырева из одноименной поэмы Жуковского (2-я часть), шла впервые в Петербурге в 1832 г. Настоящую славу дала Верстовскому опера ""Аскольдова могила"" (либретто Загоскина), поставленная в Москве 16 сентября 1835 г., в Петербурге - 27 августа 1841 г. с знаменитым Петровым в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов она была дана в императорских театрах - в Петербурге около 200, в Москве более 400 раз. Последовавшие за ней оперы - ""Тоска по родине"" (1839), ""Чурова Долина, или Сон на яву"" (1841) и ""Громобой"" (1858; либретто Д. Ленского по первой части ""Вадима"" В.А. Жуковского) далеко на имели успеха ""Аскольдовой Могилы"" и скоро сошли с репертуара. Верстовскому принадлежат еще музыка к различным драматическим произведениям (""Сила Песнопения"", 1817; ""Гезиод и Олаф"", 1827); кантаты и хоры, в том числе ""Три песни, или Освальд"" и ""Певец во стане русских воинов"", кантата на слова С.П. Шевырева для празднования в январе 1855 г. юбилея Московского университета, гимн для хора с оркестром ""Велик Господь"", два военных гимна; несколько десятков романсов; из них ""Черная шаль"" (Пушкин ) и ""Колокольчик"" исполнялись со сценой, а цыганский романс ""Старый муж, грозный муж"" (Пушкин) исполняла не раз Полина Виардо-Гарсиа ; два польских для оркестра; три обедни с духовными концертами (1830), исполненные в церквах университетской и Святого Вознесения в Москве (не изданы). В 1826 г. Верстовский совместно с А.И. Писаревым издал ""Драматический Альбом на 1826 г."" в двух частях, музыкальной и литературной; в последней имеется статья Верстовского (не оконченная): ""Отрывки из истории драматической музыки"". В 1827 - 1828 гг. он издавал ""Музыкальный Альбом"". В этих альбомах помещены и некоторые его музыкальные сочинения. С выходом в отставку (1850) Верстовский не только потерял влияние, но и прямо был забыт (кроме ""Аскольдовой могилы""). В письме, написанном в 1861 г., он жалуется на судьбу: ""За ""Аскольдову могилу"" московская дирекция выдала мне единовременно две тысячи ассигнациями - собрала же сто тысяч серебром доходу с оперы, и я теперь, будучи в отставке, должен покупать себе место в театре, чтобы взглянуть на старые грехи мои..."" Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее типична ""Аскольдова могила"", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах. В операх Верстовского музыка сменяется разговором, как и в водевилях. Композиторская техника несовершенна. Музыка не получает полного развития; вокальные формы (соло, дуэты) сводятся к ряду куплетов с повторяющейся при каждом куплете музыкой. Оркестр самостоятельного значения не имеет; оркестровка примитивна. Она, очевидно, затрудняла композитора, и зачастую он поручал эту работу капельмейстеру театра. В центральной музыкальной библиотеке императорских театров хранится партитура ""Аскольдовой могилы"" с оркестровкой Воячека. В операх Верстовского отразилось романтическое направление, господствовавшее в то время и в русской литературе. Музыка порою очень наивна, несмотря на влияние Моцарта и Вебера. Как у последнего, и у Верстовского замечается склонность к фантастике, но этот элемент слабо выражен. Драматизм почти отсутствует. Но в музыке Верстовского есть также и более сильные и характерные стороны. Ему не чужд был юмор, что подметил еще Серов . Мелодическое творчество его непринужденно, разнообразно, типично и носит национальный отпечаток; хотя русский склад и гармонизация не выдержаны, но эта особенность его музыки делает его, вместе с Алябьевым, предшественником Глинки , в деле создания национальной русской школы в музыке. Рукописи Верстовского хранятся (по его завещанию) в московской консерватории. - Ср. Н. Финдейзен , ""А. Н. В."" (""Ежегодник Императорских Театров"", 1896 - 97 годы, 2-е приложение). В ""Русской Музыкальной Газете"", 1899, № 1, напечатан список сочинений Верстовского и библиография о нем.
Исторический словарь » Верстовский Алексей Николаевич
(18.02.1799 - 5.11.1862), композитор, певец, скрипач, пианист, крупный театральный деятель. Из дворян Тамбовской губ. С 1823 Верстовский жил в Москве, где поступил в Московскую контору императорских театров. В 1825 Верстовский был назначен "инспектором репертуара и трупп", а в 1842 управляющим Московской театральной конторой. В течение 35 лет (до 1860) Верстовский играл руководящую роль в деятельности московских театров, которая была высоко оценена А.Н. Островским. В 1827 Верстовский по совету С.Т. Аксакова написал оперу "Пан Твардовский" (на либретто М.Н. Загоскина), прошедшую в 1828 в Москве с большим успехом. В Петербурге в 1832 была поставлена опера Верстовского "Вадим, или Двенадцать спящих дев" по одноименной поэме В.А. Жуковского. Но настоящую славу Верстовскому принесла опера "Аскольдова могила" (1835, на либретто Загоскина), поставленная до к. 1860-х в Москве 400, а в Петербурге 200 раз. Верстовским были написаны еще 3 оперы ("Тоска по родине", "Чурова Долина", "Громобой"), не имевшие, однако, успеха. Верстовский - автор музыки к различным драматическим произведениям, а также многих романсов, из которых особую популярность получил романс "Черная шаль" на слова А.С. Пушкина. В.А. Федоров
Исторический словарь » Верстовский Алексей Николаевич
Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль ""Бабушкины попугаи"" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. в Петербурге; за ней последовали оперы-водевили: ""Карантин"" (1820), ""Новая шалость, или Театральное сражение"" (1882, в сотрудничестве с Маурером и Алябьевым ); ""Дом сумасшедших, или Странная свадьба"" (1822); ""Сантиментальный помещик"" (1822). Больше всего имела успех ""Дом сумасшедших"", шедшая на сцене еще в 1849 г. В 1822 г. Верстовский переселился в Москву, поступив на службу в московскую контору императорских театров. В 1825 г. он был назначен ""инспектором репертуара и трупп"", а в 1842 г. - управляющим московской конторой. Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные дела. Большое влияние на театральную жизнь оказывала и его жена. В Москве в первый период его деятельности ставились один за другим водевили с его музыкой: ""Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье"" (1822), ""Хлопотун, или Дело мастера боится"" в одном акте (1824), ""Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки"", ""Встреча дилижансов"", ""Тридцать тысяч человек"", ""Три десятка"" (последние четыре - в 1825 г.). При открытии Петровского театра в Москве (1825) поставлен был пролог ""Торжество Муз"", в котором музыка гимна принадлежала Верстовскому. Последние водевили с музыкой Верстовского (иногда в сотрудничестве с Алябьевым) поставлены в 1827 - 32 годах (""Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам"", ""Средство выдавать дочерей замуж"", ""Новый Парис"", ""Станислав"" и ""Рославлев""). В патриотической пьесе Скобелева ""Кремнев"", шедшей в 1839 г., песня Насти принадлежит Верстовскому (на ее тему Вьетан сочинил вариации для скрипки). В 1827 г., по мысли С.Т. Аксакова , Верстовский приступил к сочинению оперы ""Пан Твардовский"" (на либретто Загоскина ), поставленной в 1828 г. в Москве с большим успехом. Опера ""Вадим, или Двенадцать спящих дев"", на либретто профессора С.П. Шевырева из одноименной поэмы Жуковского (2-я часть), шла впервые в Петербурге в 1832 г. Настоящую славу дала Верстовскому опера ""Аскольдова могила"" (либретто Загоскина), поставленная в Москве 16 сентября 1835 г., в Петербурге - 27 августа 1841 г. с знаменитым Петровым в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов она была дана в императорских театрах - в Петербурге около 200, в Москве более 400 раз. Последовавшие за ней оперы - ""Тоска по родине"" (1839), ""Чурова Долина, или Сон на яву"" (1841) и ""Громобой"" (1858; либретто Д. Ленского по первой части ""Вадима"" В.А. Жуковского) далеко на имели успеха ""Аскольдовой Могилы"" и скоро сошли с репертуара. Верстовскому принадлежат еще музыка к различным драматическим произведениям (""Сила Песнопения"", 1817; ""Гезиод и Олаф"", 1827); кантаты и хоры, в том числе ""Три песни, или Освальд"" и ""Певец во стане русских воинов"", кантата на слова С.П. Шевырева для празднования в январе 1855 г. юбилея Московского университета, гимн для хора с оркестром ""Велик Господь"", два военных гимна; несколько десятков романсов; из них ""Черная шаль"" (Пушкин ) и ""Колокольчик"" исполнялись со сценой, а цыганский романс ""Старый муж, грозный муж"" (Пушкин) исполняла не раз Полина Виардо-Гарсиа ; два польских для оркестра; три обедни с духовными концертами (1830), исполненные в церквах университетской и Святого Вознесения в Москве (не изданы). В 1826 г. Верстовский совместно с А.И. Писаревым издал ""Драматический Альбом на 1826 г."" в двух частях, музыкальной и литературной; в последней имеется статья Верстовского (не оконченная): ""Отрывки из истории драматической музыки"". В 1827 - 1828 гг. он издавал ""Музыкальный Альбом"". В этих альбомах помещены и некоторые его музыкальные сочинения. С выходом в отставку (1850) Верстовский не только потерял влияние, но и прямо был забыт (кроме ""Аскольдовой могилы""). В письме, написанном в 1861 г., он жалуется на судьбу: ""За ""Аскольдову могилу"" московская дирекция выдала мне единовременно две тысячи ассигнациями - собрала же сто тысяч серебром доходу с оперы, и я теперь, будучи в отставке, должен покупать себе место в театре, чтобы взглянуть на старые грехи мои..."" Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее типична ""Аскольдова могила"", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах. В операх Верстовского музыка сменяется разговором, как и в водевилях. Композиторская техника несовершенна. Музыка не получает полного развития; вокальные формы (соло, дуэты) сводятся к ряду куплетов с повторяющейся при каждом куплете музыкой. Оркестр самостоятельного значения не имеет; оркестровка примитивна. Она, очевидно, затрудняла композитора, и зачастую он поручал эту работу капельмейстеру театра. В центральной музыкальной библиотеке императорских театров хранится партитура ""Аскольдовой могилы"" с оркестровкой Воячека. В операх Верстовского отразилось романтическое направление, господствовавшее в то время и в русской литературе. Музыка порою очень наивна, несмотря на влияние Моцарта и Вебера. Как у последнего, и у Верстовского замечается склонность к фантастике, но этот элемент слабо выражен. Драматизм почти отсутствует. Но в музыке Верстовского есть также и более сильные и характерные стороны. Ему не чужд был юмор, что подметил еще Серов . Мелодическое творчество его непринужденно, разнообразно, типично и носит национальный отпечаток; хотя русский склад и гармонизация не выдержаны, но эта особенность его музыки делает его, вместе с Алябьевым, предшественником Глинки , в деле создания национальной русской школы в музыке. Рукописи Верстовского хранятся (по его завещанию) в московской консерватории. - Ср. Н. Финдейзен , ""А. Н. В."" (""Ежегодник Императорских Театров"", 1896 - 97 годы, 2-е приложение). В ""Русской Музыкальной Газете"", 1899, № 1, напечатан список сочинений Верстовского и библиография о нем.