Церковная Утварь

Что такое «Церковная Утварь» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Исторический словарь » Церковная Утварь
- принадлежности культа, используемые при богослужении в православной церкви. Престол, на котором совершается литургия. Жертвенник, на котором совершается проскомидия. Престол и жертвенник покрыты одеждами: верхний покров - индития, индитий (от греч. "одеваю"), нижний - катасирка (от греч. "приплотие"), сверху покрывало. Нижняя одежда делается из простого материала, верхняя из дорогой ткани. На престоле лежит антиминс (от греч. "анти" - вместо и лат. mensa - стол) - шелковый плат, где изображено положение Спасителя во гроб. Литургия (кроме исключительных случаев) может быть совершена только на антиминсе. В свернутом антиминсе (или илитоне) лежит губка, служащая для собирания частиц на антиминсе и дискосе. Антиминс завернут в илитон (греч. "обертка"). Кроме антиминса на престоле располагается Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница - ковчежец, коробка, где хранятся запасные Св. Дары (гостия) для причащения на дому. Для совершения литургии используются священные сосуды: дискос - блюдо, на котором полагается Агнец, то есть хлеб, а также потир (греч. "чаша"), в которую наливается евхаристическое вино. При совершении проскомидии дискос покрывается металлической звездицей, представляющей собой две соединенные крест на крест металлические ленты с загнутыми концами. Звездица символизирует звезду, возвестившую рождение Спасителя. Дискос и потир покрывается покровцами и воздухом. Существует два малые воздуха (покрова, покровца) и один большой воздух. Малые воздухи представляют собой матерчатые кресты, квадратная середина которых покрывает верх дискоса и потира, а четыре конца крестов спускаются вниз, покрывая боковые стороны сосудов. Большой воздух имеет вид матерчатого прямоугольника, им покрывают одновременно и дискос, и потир. Большой воздух кладут при погребении на лица священнослужителей или монахов. Для причащения мирян используется ложечка (лжица), лежащая на жертвеннике. Для разрезания Агнца и вынимания поминальных частиц из просфор используются большое и малое копие - особые ножи копьевидной формы. Большое копие используется как нож для Агнца, а малое - для вынимания частиц. Для отирания губ причастников, а также для отирания потира используются платы, то есть платки, обычно красного цвета. Каждение совершается при помощи кадила (кадильницы). С Х - XI веков имела вид металлической чашечки с крышкой, подвешенной на цепочках, куда клался уголь и ладан. До этого использовали глиняные или металлические курильницы в виде сосудов с резными стенками. Кадило старинной формы называется кацея, кация (от греч. "тигель) и в отличие от кадила имеет ручку, а не подвесные цепочки. Находки каций из византийского Херсона датируются Х - XII веками. Существует ковчежец (ящичек) для крещения, где полагаются флакон с миром (мироносица), флакон с елеем, ножницы для подстрижения причащаемого, два помазка - один с кисточкой, другой с шариком для помазания елеем и миром, губка для отирания мира с тела причащаемого. Для подачи вина и "теплоты" (теплой воды или теплой воды с вином) используется специальный ковш, красовуль (греч. "чаша для вина"). Для кропления св. водой людей и предметов используется большая кисть, называемая кропило или васильки. Для помазания народа елеем на всенощном бдении или при соборовании (см. треба) используется помазок (кисточка). Кроме многосвечных подсвечников существует переносной подсвечник с одной свечой - примикирий. На архиерейском богослужении употребляется подсвечник о двух свечах, дикирий (от греч. "дуо" - два и кирос - "свеча"), которыми архиерей благословляет народ. Трикирием называется пасхальный подсвечник на три свечи, которым пользуется священник на Пасху.