Кластерный Анализ

(claster analysis) — методика,  используемая для выявления групп объектов или людей, которые могут показывать относительное отличие в совокупности данных. Затем изучаются характеристики таких людей внутри каждой группы. В исследовании рынка, например, кластерный анализ  применяется для обнаружения групп людей, имеющих иные маркетинговые подходы.  Среди богатого разнообразия доступных методов наиболее распространен метод  иерархического кластерирования, который может работать и с "нижней" и с "верхней" частями. В "аггломеративном иерархическом кластерировании" (то есть снизу) процесс  начинается со многих "кластеров". Путем такого математического критерия, как Евклидово расстояние, объекты  или люди последовательно соединяются в кластеры.  В "аналитическом иерархическом кластерировании" (то есть сверху) работа  ведется с одним кластером, содержащим все случаи. Затем он разбивается на меньшие кластеры. Использование кластерного анализа  ставит множество практических проблем. Определяющее значение  имеют выбор переменных, меры расстояния и критериев для сочетания случаев в кластерах. Поскольку выбранный метод кластерирования может самостоятельно накладывать определенное количество структур на данные,  возможно получение фальшивых кластеров. В целом лучше прибегать к нескольким разным методам. (Подробнее см. Андерберг, 1973, и Эверит, 1974.)
Социологический словарь