Автокоммуникационные Процессы

Что такое «Автокоммуникационные Процессы» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Социологический словарь » Автокоммуникационные Процессы
(лат. auto - сам, само и communicatio - разговор;  букв. "общение,  разговор с самим собой") одна из основных культурных моделей коммуникации , в которой сообщение  передается по каналу  "Я - Я", т.е. сам отправитель является также и адресатом сообщения (в коммуникации отправитель и адресат  разные - сообщение передается по каналу Я - Он). Примером А.П. могут являться дневники, автобиографии, прочтение собственных текстов и др. По мнению Лотмана, в ходе А.П. качественно изменяются все их переменные: происходит "сдвиг кода" и "сдвиг контекста" , меняется смысл передаваемого сообщения (измененные в ходе передачи переменные не могут быть обращены в исходные). В результате возрастает, трансформируется и переформулируется информация.  Происходит и перестройка  самого Я, поэтому с точки зрения А.П. можно трактовать Я как постоянно меняющийся набор социально значимых кодов. В семиотической культурологии Лотмана А.П. расматриваются как обусловленные воздействием внешних добавочных кодов и шумов: они заимствуют их ритмику и размерность (ср. шум дождя, ветра, моря во внутренем монологе романтических переживаний) и этот ритмический фон отражается в "дыхании" текста  А.П., организуя его и придавая ему поэтическое и стилистическое своеобразие. А.П. характеризуются редукцией как знаковой (упрощения, сокращения, превращения слов в знаки  слов), так и грамматической формы (незаконченные предложения, ритмическое повторение фраз). В ходе А.П. текст одновременно порождает беспорядочные ассоциации и инкорпорирует индивидуальные смыслы, ассоциативно накапливающиеся у коммуниканта. Данный механизм А.П. может быть представлен как характеристика процессов поэтического творчества, но лишь в сочетании с механизмами коммуникативного канала Я - Он, в котором творческий потенциал  автокоммуникативного ритмо- и смыслопорождения транслируется в художественных формах  культуры (Лотман). В психологии А.П. рассматриваются как невокализуемая, молчаливая "внутренняя речь" , функционально и структурно обособленная от внешней речевой активности (Л.С.Выготский). Внутренняя речь одновременно является также универсальным механизмом интериоризации, присвоения коммуникативных и социальных ролей, смыслов, норм и ценностей. С другой  стороны, экстериоризация, овнешнение внутренней речи определяет потенциал  и активность  человека как автора (отправителя) в коммуникации. Тем не менее А.П. принадлежат внутреннему интимному миру личности. Это тот одинокий разговор, в котором вырабатывается и реализуется моральный дискурс  "заботы о себе", индивидуальная концепция  самоопределения и саморазвития (Фуко  - ). А.П. лежат в основе одного из главных принципов практики себя: "быть во всеоружии, всегда иметь наготове "дискурс-подспорье", заранее изученный, часто повторяемый и служащий предметом постоянных размышлений" (Фуко). Его культивирование с точки зрения протестантизма, например, может стать основой для сакрального диалога  с Богом (Истиной) в глубинах внутреннего мира человека.  В Новое время  сочетание религиозных запретов и рационализации культуры вытесняет в сферу интимного одинокого разговора также и табуированную тематику тела и жизни пола (Кон - ). Таким образом, с одной стороны, А.П. относятся к культуре индивидуального, приватного, интимного и романтического. По сути, автокоммуникативный проговор себя или дискурс о себе есть основа культурной идентичности человека. С другой стороны, А.П. выступают как креативный культурный механизм порождения новых идей, смыслов и художественных форм, а также механизм социализации и личностного развития. Д.В. Галкин