Сёрл (searle) Джон

Что такое «Сёрл (searle) Джон» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Философский словарь » Сёрл (searle) Джон
(р. 1932) -амер. философ, представитель аналитической философии. С 1959 преподает в Калифорнийском ун-те в г. Беркли. Испытал влияние идей лингвистической философии Остина, которые развил и усовершенствовал в кн. "Речевые акты" (1969). В основе разработанной им классификации главных видов действий, производимых языком, лежит понятие "иллокутивная цель". Языковое значение, согласно С., присуще не изолированным словам или предложениям, а их воспроизведению в рамках целостного "речевого акта", в процессе межличностной коммуникации. Дальнейшее развитие теории "речевых актов" С. было связано, во-первых, с разработкой формального аппарата "иллокутивной логики", а во-вторых, со сближением самого понятия "речевого акта" с понятием интенциональности. В этой связи философию языка С. рассматривает как ветвь философии сознания. Способность "речевых актов" представлять объекты и положения дел в мире - продолжение более фундаментальной в биологическом плане интенциональной способности сознания относить организм к миру. В философии сознания С. выступает как критик теорий тождества ментального и телесного, а также любых разновидностей картезианского дуализма. Сознание он рассматривает как каузально эмерджентное свойство мозга (и организма в целом), что, однако, не исключает субъективного характера сознания. Оно - гибкая способность организма, основа творческого поведения. В ходе эволюционного отбора оно создает лучшие возможности для распознавания ситуаций, нежели бессознательные механизмы психики. Субъективность сознания - онтологическая, а не эпистемологическая категория. Любое состояние сознания всегда чье-то состояние. В отношении сознания неприменима модель, характерная для наблюдения в объективном мире: здесь отпадает различие процесса наблюдения и наблюдаемой вещи. Интроспекция собственного ментального состояния, полагает С., сама и является этим состоянием. К числу главных свойств сознания он относит интенциональность, темпоральность, единство, субъективность, структурированность и социальность. Он критикует компьютерные модели сознания, подчеркивая, что поскольку программы синтаксичны, а сознанию внутренне присуще ментальное содержание (семантика), то из этого следует, что компьютерные программы сами не могут представлять процесса сознания. Вычислительные процессы абстрактны, формальны и подлежат интерпретации обладающим сознанием субъектом. В своих публицистических работах С. обсуждает актуальные проблемы гуманитарного университетского образования. Метафора // Теория метафоры. М, 1990; Сознание, мозг и наука //Путь. 1993, №4; Рациональность и реализм: что поставлено на карту // Путь. 1994, № 6; Современная философия в Соединенных Штатах // Путь. 1995, № 8; Expression and Meaning. Cambridge, 1979 Intentionality: An Essay in the Philosophy of Mind. Cambridge, 1983; The Rediscovery of the Mind. Cambridge, Mass., 1992.