Ищешь, что означает Шадеп Иоанн Матиас? Пытаешься разобраться, что такое Шадеп Иоанн Матиас? Вот ответ на твой вопрос:

Шадеп Иоанн Матиас

 распечатать страницу

 

 Шадеп Иоанн Матиас
Шадеп (Иоанн Матиас) - профессор Московского университета, ректор обеих университетских гимназий. Родился в Пресбурге (год рождения неизвестен) и первоначальное образование получил в гимназии этого города. В 1752 г. поступил в Тюбингенский университет. Получив степень доктора философии, Ш. в 1756 г. был вызван в только что открытый Московский университет, на должность ректора над гимназиями, причем философский факультет Тюбингенского университета засвидетельствовал о его ""добропорядочном житии и превосходном знании"". Прибывши в Москву в том же году, Ш. 26 июня вступил в исправление ректорской должности и произнес речь ""De gymnasiis in Moscovia rite aperiundis"". В ноябре Ш. составил план учения в гимназиях Московского университета, измененный впоследствии профессором Шварцем , а в декабре того года произнес на гимназическом акте речь ""О средстве, каким образом наукам обучать и обучаться"". В следующем году, при перехода гимназистов в университет, он произнес речь ""Об обыкновении древних в раздавании награждений"". Преподавал Ш. в гимназии, как видно из расписания на 1757 г., ""риторику, также пиитику, мифологию, руководство к чтению писателей классических, состояние военное, политическое и житие академическое, весь курс философии кратко. Притом и тех по возможности удовольствует, которые высших и лучших желают наук, как-то: греческого языка, древностей римских и греческих. А есть ли найдутся, которые восточным языкам еврейскому и халдейскому учиться и оных древностей рассмотреть пожелают, то он им не только в филологию руководство тех восточных языков, но и особенное наставление в языках еврейском и халдейском преподаст"". Риторику Ш. преподал на основании руководства Фоссия, а в философии руководился взглядами Вольфа и Баумейстера. Как видно из воспоминаний Фонвизина , Карамзина , М.Н. Муравьева и других учеников университетской гимназии, Ш., ""являвший истину без покрова"", имел огромное нравственное и интеллектуальное влияние на молодежь. Нравственное воздействие оказывал Ш. в особенности на воспитанников своего пансиона. В своих лекциях нравоучения, как говорит Карамзин, Ш. следовал Геллерту и действовал ""не только доказательствами разума, но и побуждениями сердца, голосом внутреннего чувства и совести, примерами и картинами"". Преподавая в гимназии и пансионе, Ш. читал курс и в университете, где в 1757 г. учил ""греческому языку, показывал также греческие и римские древности и введение в свободные науки, и охотникам - нумизматику и геральдику и другие к тому принадлежности"". В 1764 - 1765 гг. он читал курсы логики, метафизики и эстетики, а с 1772 г., сложив с себя звание ректора обеих гимназий, принял кафедру практической философии, которую и читал вместе с этикой до 1796 г. по Винклеру, Эрнести, Федеру и Якобу; кроме того, он читал на юридическом факультете народное право, политику, право естественное, всеобщее государственное право по Ваттелю, Бильфельду, Ахенвалю. Курсы Ш. не были написаны, и от него остались только речи, произносившиеся в разных торжественных случаях: ""De anima legum"" (1767); ""Oratio solemnis de eo, quod justum est in jure Principis, circa educationem civium, scientiarum, artiumque studia"" (1770); ""De eo, quod naturaliter justum est, in lire parentum circa educationem liberorum"" (1773); ""Oratio de Monarchiis amori Patriae excitando et fovendo maxime aptis ac eodem praecipua in iis legum anima"" (1775); ""Panegyricus de Catharina Magna Legislatorum prima omnium, Legislationem suam, sapienti ac divino prorsus consilio, conscientiae, foro ei peculiari consecrato, directe inaedificanti"" (1779); ""Oratio solemnis de ingenuae juventutis educatione, gloriae nationem duratae fundamento praecipuo et pulchro, in Monarchiis maxime"" (1781); ""Quaeritur, quid statuendum de luxu est, ne in bominibus, civitatibus, Monarchiis maxime proficiens, vel et si hoc, vel noxius quatenus sit, quomodo vis ejus noxia debilitanda ac frangenda"" (1793). В этих речах обнаруживается высокогуманное настроение профессора, видна большая его эрудиция, хотя местами их недостатком следует признать какой-то сентиментальный поэтизм. В 1797 г. Ш. намеревался познакомить студентов с критической философией Канта и объявил уже курс, но 28 августа этого года он скончался. См. Тихонравов ""Сочинения"" (том III, то же ""Биографический Словарь профессоров Московского университета""); Сиповский ""Н.М. Карамзин"" (Санкт-Петербург, 1899). А. Бороздин.
ВСловаре.Ру>Биографический словарь