Рёрих (рерих) Николай Константинович

Что такое «Рёрих (рерих) Николай Константинович» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Исторический словарь » Рёрих (рерих) Николай Константинович
(27.9.1874, Петербург- 13.12.1947, Наггар, шт. Пенджаб, Индия) - художник, философ, историк, общественный деятель. Сын нотариуса К.Ф.Рериха; мать - М.В.Калашникова - из купеческой семьи. Окончив в 1893 частную петербургскую гимназию К.Мая, поступил на юридический факультет Петербургского университета (где прослушал также полный курс исторических дисциплин) и одновременно в Академию художеств, (рвоим «учителем жизни» считал А.Куинджи, испытал влияние В.Стасова и Л.Толстого. В 1900 учился в Париже у Ф.Кормона и Пюви де Шаванна. В 1901 женился на Е.Шапошниковой, которая стала, по словам Р., его «другиней, спутницей, вдохновительницей». Известность принесла Р. удостоенная большой золотой медали Академии и приобретенная П.Третьяковым картина «Гонец. Восстал род на род» (1897) - первая в серии «Начало Руси. Славяне» (последующие: «Идолы», «Заморские гости», «Город строят», «Строят ладьи» и др.). Интерес Р. к русской старине отразили также этюды, созданные во время поездки по древним городам (1903-4). Изображал северную природу («Седая Финляндия», «За морями - земли великие»): образ природы, в которой растворены люди, доминировал и в исторических картинах Р., проникнутых мистическим пантеизмом. Проводил археологические раскопки на Северо-Западе страны, изучал фольклор и древнерусскую религиозную литературу (жития, апокрифы), откуда черпал материал для своих произведений; осваивал в духе модерна традиции иконописи и фрески. Декоративный дар и стремление к театрализации истории сблизили Р. с художниками «Мира искусства», однако он призывал не только «любить прошлое», но и «жить будущим». Особенно занимали Р. взаимосвязи национальных культур; образы его произведений несли символику общечеловеческих понятий. Самобытность его творчества заставила говорить о «державе» Р. {Л.Андреев), о «целом космосе», «одушевленном мудростью» (Э.Голлербах). Участвовал во многих русских ис 1905-в зарубежных выставках (Прага, Париж, Лондон, Берлин, Вена, Брюссель, Рим, Венеция, Мальмё). Фантазия Р., обогащенная знанием истории, ярко проявилась в его работах для театра, в частности, для Русских сезонов С.Дятчлево в Париже и Лондоне: «Псковитянка» Н.Римского-Корсакова (1909), «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А.Бородина (1908, 1914), Оригинальным постижением духа языческой Руси явились эскизы Р. к пьесе А.Островского «Снегурочка» (постановки 1908, 1912, 1922) и либретто, костюмы, декорации к балету И.Стравинского «Весна священная» (1912, 1930). Среди других театральных работ - эскизы к спектаклям М.Метерлинка «Сестра Беатриса» и «Принцесса Малэн» (1912-14), к опере Р.Вагнера «Тристан и Изольда». Музыкой подсказаны и многие станковые работы Р., например, картина «Небесный бой» (1912), навеянная «Полетом валькирий» Вагнера, - на тему борьбы света и тьмы, проходящую через все творчество Р. С 1906 Р.- директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств, в 1909 избран членом Академии художеств, в 1910 возглавил возрожденный «Мир искусства». «Великий интуитивист», по определению М.Горького, Р. символически выразил накануне 1-й мировой войны свои тревожные предчувствия: «Пречистый град - врагам озлобление» (1911), «Град обреченный» (1914). Постепенно интересы Р. смещались в сторону культур Востока, все более влиявших на его мировоззрение и искусство. Статья Р. «Индийский путь» (1913) обозначила главное направление его художественно-философских исканий. Из-за болезни легких Р. жил с конца 1916 с семьей в Сердоболе (Сортавала); в 1917 этот город отошел к Финляндии. Здесь были написаны лирические пейзажи, пьесы (сохранилась одна - «Милосердие»), стихи, повесть «Пламя», картина «Карелия. Вечное ожидание». Работы этого периода Р. выставил в ноябре 1918 в Стокгольме (дополнив их картинами, оставшимися там от Балтийской выставки русских художников 1914), затем - в других скандинавских странах и осенью 1919в Лондоне, где также оформил оперу «Князь Игорь» у Дягилева и несколько русских опер в «Covent Garden». В 1920 встретился с Р.Тагором, который приветствовал давнее намерение Р. посетить Индию. К тому времени Р. был знаком с индийской философской мыслью, с работами русских индологов, старший сын Р,, Юрий, изучал индо-иранские языки в Кембридже, Гарварде и Сорбонне, но английские власти не дали разрешения на поездку, ввиду близости Р. к индийским оппозиционным кругам, С 1920 Р. в США; выставки его работ прошли в 28 городах, читал лекции о русском искусстве и литературе, организовал в Нью-Йорке Институт объединенных искусств, в Чикаго - союз художников «Пылающее сердце» и международный культурный центр «Венец мира». Они подготовили учреждение в Нью-Йорке музея Р. (открыт в марте 1924), в котором было собрано свыше 1000 его работ, а также произведения искусства Востока и русские иконы; все это Р. передал в дар американскому народу. В США были написаны серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана» и «Санкта» («Подвижники»). В мае 1923 Р. направился в Индию и в декабре прибыл в Бомбей. Предпринял экспедиции в Сикким и Бутан (1924), посетил Индонезию и Цейлон (1925), приступил к созданию цикла картин «Знамена Востока» («Учителя Востока»), воссоздававших образы основоположников и проповедников различных религий - Конфуция, Будды, Магомета, Сергия, Моисея и др. Совершил с женой и сыновьями Юрием и Сергеем грандиозное путешествие через Гималаи в Центральную Азию, преодолев 25 тысяч км (1925-28; описал его в книгах-дневниках «Сердце Азии», «Алтай-Гималаи» и «Шамбала Сияющая»). В труднейших условиях были собраны ценные ботанические, археологические, геологические коллекции, приобретены произведения искусства, редкие рукописи и книги. Созданные под впечатлением увиденного картины, написанные темперой, снискали Р. славу «мастера гор», открыли посетителям музеев Гималаи и архитектуру древних горных монастырей, выразив высокий нравственный порыв художника («чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам», - писал Р.). В пути получил разрешение на въезд из Китая на территорию Советского Союза и в 1926 приехал в Москву: заверил Г.Чичерина (который характеризовал Р. как «полукоммуниста, полубуддиста») и А.Луначарского, что вернется в СССР. Поселившись в 1928 с семьей в окрестностях Наггара (долина Кулу), основал здесь Международный институт гималайских исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»), названный так в честь Е.Рерих. Был избран членом научных учреждений Азии, Европы и Америки. С 1929 в США и в Западной Европе началась реализация выдвинутой Р. (впервые еще в 1914) идеи пакта об охране культурных ценностей во время войны - «пакта Рериха». Р. предложил символ такой охраны - «Знамя Мира», которое он назвал «Красным крестом культуры», но подчеркивал, что и «без грома пушек часто совершаются ...непоправимые ошибки против Культуры»; посвятил теме пакта картину «Орифламма» (1931). В 1929 выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию мира. В развернувшихся в 30-е спорах среди русских эмигрантов об отношении к Советскому Союзу в случае войны выступал за его поддержку. В 1934 снова приезжал в США, в 1934-35 совершил последнюю большую экспедицию - в Манчжурию и Северо-Западный Китай. В годы 2-й мировой войны написал картины, в которых, используя образы русской истории и мифологии, предрекал России победу над фашизмом. Всего им было создано около 5 тысяч художественных произведений. Среди большого числа литературно-философских трудов Р. - «Пути благословения» (1924), «Держава света», «Твердыня пламенная» (1932), «Врата в будущее» (1936), «Нерушимое» (1936) и др. Умер Р. вскоре после того, как были оформлены документы для возвращения на родину. Согласно его завещанию, Ю. Рерих привез значительную часть картин Р., созданных в Индии, в СССР.