Паттерн

Что такое «Паттерн» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Психологическая энциклопедия » Паттерн
(от англ. рattern - модель, образец) - объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов.
Психологический словарь » Паттерн
1. Модель или образец. 2. Конфигурация или группировка частей или элементов с соответствующей структурой. В первом смысле встречаются упоминания "паттернов поведения" с коннотацией, что поведение моделируется или копируется с какого-то другого поведения. См. модель, моделирование, научение через наблюдение. Во втором смысле подразумевается, что отдельные части массива хотя и различны, но образуют связное, интегрированное целое, которому придается особое значение и которое является моделью. См. здесь конфигурация, гештальт, восприятия паттерна и распознавание паттерна.
Психологический словарь » Паттерн
Словообразование. Происходит от англ. рattern - модель, образец. Категория. Объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов.
Социологический словарь » Паттерн
(англ. pattern от лат. patronus - модель,  образец для подражания, шаблон, стиль,  узор, выкройка) - в современной методологии социогуманитарного знания - термин,  близкий по содержательным и смысловым характеристикам к понятию "концепция"  и трактуемый как коннотативный к таким концептам , как "прозрение", "базовая интуиция", "умозрительное видение". Традиция  употребления вместо термина "теория"  слова "П." сложилась под влиянием  постструктуралистских и постмодернистских дискурсов . Правомерно полагать, что это обстоятельство подчеркивает два аспекта: 1) "моментальность" "схватывания" и 2) его "целостность". В этом отношении понятие  "П." восходит еще к методологическим анализам Р.Дж. Коллингвуда (развитым затем с иных оснований в постпозитивизме), обосновывавшего невозможность полностью рационалистически простроенного перехода от одних "абсолютных предпосылок" (видений) к другим, что требовало бы введения представления о "суперабсолютной предпосылке". В подобном ключе  применительно к П. говорят о том, что: 1) П. можно конструктивно критиковать только из другого П., в чем большое значение  имеет борьба научных сообществ за доминирование;  2) П. не столько обосновывают, сколько "накладывают" на "материал", на "предметное поле"; 3) П. скорее даже не "выбирают" по каким-либо рационализируемым основаниям, а "предпочитают"; 4) П. "провоцирует" замену дискурса  "истины" на дискурс "аутентичности", легитимируя себя через ритуализацию и канонизацию базовых исходных культурных ценностей, а тем самым "выводя себя" за сферу действия принципа  фальсификации (в силу "несоизмеримости" П.). П., "гнездясь в сознании", в культуре, обеспечивают устойчивость, повторяемость, фиксируемость "естественной конфигурации" (проступающей за слоем феноменального) и "семантизации" (различения смысловых единиц), обеспечивающих видение мира. Тем самым в постмодернистской перспективе снимаются перегородки между различными дисциплинарно-концептуальными дискурсами, более того, между практиками (дисциплинами) тела и знания. В.Л. Абушенко