Общество Органическое

Что такое «Общество Органическое» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Социологический словарь » Общество Органическое
- концепция  соц. философии, легшая в основу школы в социологии органической (см.) конца XIX - нач. XX в., методологич. ориентацией к-рой является органицизм  (см.), отождествляющий об-во с организмом. Придя на смену механицизму в социологии (см.), рассматривающему об-во как агрегат элементов, исследуемых независимо друг от друга, соц. органицизм рассматривает об-во в динамике, как состоящее из разнородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и управляемых единым принципом. Параллель между человеческим организмом и организацией, обеспечивающей функционирование обществ. организма, встречается в трудах Аристотеля, ряда средневековых мыслителей, Т. Гоббса и Ж. Ж. Руссо. К концу XVIII - нач. XIX в. такое представление укрепилось благодаря успехам наук о природе. В нач. XX в. концепция О.о. была взята на вооружение правоконсервативной мыслью. В трудах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда идеальное об-во мыслится как подобие живого рганизма, деятельность  к-рого регулируется естественным порядком. Состоящее из разнообразных ячеек (семья,  профессиональные корпорации, коммуна,  регион)  соц. тело  предполагает преобладание  целого над частью, об-ва над индивидом, к-рый имеет по отношению к нему не только права,  сколько обязанности.  В противовес рационалистически-индивидуалистической философии Просвещения ультраконсерваторы-радиционалисты не рассматривали об-во как механич. совокупность  индивидов, вступающих друг с другом в договорные отношения: О.о. присущи соц. иерархия,  неравенство,  коллективные ценности,  традиции  и обычаи, посягательство на приводит к дезинтеграции соц. корпуса, фолетариата и соц. напряженности вызвал обращение  к идее О.о. представителей соц. католицизма на рубеже веков  эту идею ставят на научн. основу социологи, стремящиеся преодолеть растущую идеологич. и соц.-политич. дифференциацию об-ва на основе органической солидарности всех его частей. Отталкиваясь от консервативной концепции О.о. и опираясь на позитивистский органицизм К. А. Сен-Симона, для к-рого разделение функций соц. организма есть фактор  прогресса,  О. Конт стремился синтезировать эти два направления. Спенсер сравнивал соц. систему с организмом, подлежащим закону  эволюции. Помимо сходства он подчеркнул и различия: так, в соц. организме части сосуществуют, оставаясь раздельными. Вслед за Спенсером многие исследователи акцентировали тождество между об-вом и организмом, ссылаясь на биологию, подыскивая все новые черты сходства. П. Ф. Лилиенфельд (Россия) считал, что роль  кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга - гос-во, единственный врач, способный бороться с болезнями соц. тела. Для А. Шеффле (Германия) экономич. жизнь  об-ва была равнозначна обмену  веществ в организме. Стремясь избежать крайностей такого рода, большинство теоретиков предпочли идею аналогии между об-вом и организмом, подчеркивая человеческую, т. е. сознательную, природу об-ва. Согласно Э. Дюркгейму, соц. система  существует как целостность в коллективном сознании и не обладает физич. реальностью, в то же время  само коллективное сознание  несводимо к сознанию отдельных образующих социум  индивидов. Дюркгейм указывал на появление органич. солидарности, к-рая связывает индивидов в индустриальное об-во, отличающееся высокой степенью разделения труда.  Отсюда важность психологии обществ., объединяющей индивидов в соц. тело, цель  к-рой - изучение коллективных представлений. Для современных исследований характерно скорее образное сравнение  об-ва с организмом как одной из моделей, благодаря к-рой становится возможным построить общую теорию соц. системы. Органический подход  во многом является предшественником современных системных подходов в социологии. Т.М. Фадеева.