Общественно-экономическая Формация

Что такое «Общественно-экономическая Формация» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Политический словарь » Общественно-экономическая Формация
- экономический тип общества, характеризуемый формой собственности на элементы общественного производства - трудящегося (жизнь, рабочую силу и труд), средства производства и предметы потребления. Общественно-экономические формации возникают в процессе становления производственных отношений и претерпевают в своем развитии три этапа - первый (прогрессивный), при котором новые, более прогрессивные, чем в предыдущей формации, производственные отношения стимулируют развитие производительных сил, второй, зрелый этап, в котором производительные силы находятся в соотвествии с производственными отношениями, и третий (регрессивный), при котором устаревшие производственные отношения тормозят дальнейшее развитие производительных сил. Основным противоречием докоммунистических формаций является противоречие между общественным характером производства и частной или личной формой собственности (присвоением) элементов общественного производства. Обострение основного противоречия формации происходит на третьем этапе развития формации. Этот период чреват социальными потрясениями, подготавливающими социальную революцию - смену устаревшей общественно-экономической формации на последующую, более прогрессивную, в которой степень обобществления собственности на элементы общественного производства выше, чем в предыдущей формации. В процессе экономического развития человечества существовало четыре общественно-экономических формиации - рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Предшествовавший рабовладельческой формации первобытно-общинный строй не имел общественного производства и поэтому не является общественно-экономической формацией. Последующий за социалистической формацией коммунистический строй общества также не является общественно-экономической формацией, так как в нем устранены все экономические противоречия общества.
Социологический словарь » Общественно-экономическая Формация
- центральное понятие  марксистской теории общества или исторического материализма  : "...общество,  находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.-Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное  явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.-Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин  "формация" был заимствован К. Марксом из геологии. Законченной теории О.-Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене  и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация. Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения  редуцировались к экономическим ("базису" ), а всемирная история  рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму.  Термин "О.-Э.Ф." вводится Г. Плехановым и В. Лениным . Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.-Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.-Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена И. Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.-Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ.  Смена формаций образует магистральную линию прогресса,  формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон  смены формаций прекращает действие.  В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм,  т.е. сведение всего многообразия мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка,  игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция  О.-Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли. Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому. Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы. Г.Я. Миненков
Социологический словарь » Общественно-экономическая Формация
- исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует определенный способ производства. 
Философский словарь » Общественно-экономическая Формация
- целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа общества на конкретной ступени его исторического развития.
Философский словарь » Общественно-экономическая Формация
- центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма: "...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером". Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной О.Э.Ф., элементом или продуктом которой оно является. Сам термин "формация" был заимствован Марксом из геологии. Законченной теории О.Э.Ф. у Маркса не сформулировано, однако, если обобщить различные его высказывания, то можно сделать вывод, что Маркс выделял три эпохи или формации всемирной истории по критерию доминирующих производственных отношений (форм собственности): 1) первичная формация (архаические доклассовые общества); 2) вторичная, или "экономическая" общественная формация, основанная на частной собственности и товарном обмене и включающая азиатский, античный, феодальный и капиталистический способы производства; 3) коммунистическая формация. Основное внимание Маркс уделил "экономической" формации, а в ее рамках - буржуазному строю. При этом социальные отношения редуцировались к экономическим ("базису"), а всемирная история рассматривалась как движение через социальные революции к предустановленной фазе - коммунизму. Термин О.Э.Ф. вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. Смена формаций образует магистральную линию прогресса, формации погибают в силу внутренних антагонизмов, но с приходом коммунизма закон смены формаций прекращает действие. В результате превращения гипотезы Маркса в непогрешимую догму в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразие мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного =-svoboda-vybora-6366.html">выбора людей. В своем устоявшемся виде концепция О.Э.Ф. вместе с породившей ее идеей линейного прогресса уже принадлежит истории социальной мысли. Однако преодоление формационной догматики не означает отказа от постановки и решения вопросов социальной типологии. Типы общества и его природы, в зависимости от решаемых задач, могут выделяться по различным критериям, в том числе и социально-экономическому. Важно при этом помнить о высокой степени абстрактности подобных теоретических конструкций, их схематичности, недопустимости их онтологизации, прямого отождествления с реальностью, а также использования для построения социальных прогнозов, разработки конкретной политической тактики. Если это не учитывается, то результатом, как показывает опыт, являются социальные деформации и катастрофы. Г.Я. Миненков