Ищешь, что означает Лаппо-данилевский Александр Сергеевич? Пытаешься разобраться, что такое Лаппо-данилевский Александр Сергеевич? Вот ответ на твой вопрос:

Лаппо-данилевский Александр Сергеевич

 распечатать страницу

 

 Лаппо-данилевский Александр Сергеевич
Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич - историк. Родился 15 января 1863 г., образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Будучи студентом, составил обозрение ""Скифских древностей"", напечатанное в ""Записках Отделения русской и славянской археологии"" (1887). За диссертацию: ""Организация прямого обложения в Московском Государстве со времени смуты до эпохи преобразований"" (СПб., 1890) получил степень магистра русской истории. С 1891 по 1905 г. занимал кафедру русской истории в Историко-филологическом Институте. Состоит ординарным академиком Императорской Академии Наук и членом археологической комиссии. В 1906 г. был избран от Академии Наук и университетов членом государственного совета, но вскоре сложил с себя это звание. Научная деятельность Лаппо-Данилевского касается различных сторон и проблем русской истории. По археологии, кроме ряда критических статей и заметок, наиболее крупным трудом его является исследование древностей кургана Карагодеуашх (""Материалы по археологии России"" № 13). Из работ Лаппо, касающихся экономического и социального строя древней Руси, наиболее крупные: ""Разыскания по истории прикрепления крестьян в Московском государстве XVI - XVII веков"" и ""Очерк истории образования главнейших разрядов крестьянского населения в России"" (в издании ""Крестьянский Строй""). К трудам его по культурной, экономической и правовой истории России XVIII в. относятся: ""Собрание и Свод Законов Российской Империи, составленные в царствование Екатерины II"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1897); ""Очерк внутренней политики Екатерины II"" (""Cosmopolis"", 1897); ""Русские промышленные и торговые компании XVIII века"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1898 - 1899); ""И.И. Бецкий и его система воспитания"" (отзыв о сочинении П.М. Майкова, ""Записки Императорской Академии Наук"", т. VI, 1904); ""L'idee de l'Etat et son evolution en Russie depuis les troubles du XVII siecle jusqu'aux reformes du XVIII-me"", в сборнике ""Essays in legal history"" (Оксфорд, 1913; русский перевод в ""Голосе Минувшего"" 1914, № 12). Читая в университете с середины 1890-х годов специальные курсы по теории социальных и исторических наук, в духе критической философии, а с 1906 г. - общий курс по методологии истории, Лаппо-Данилевский напечатал следующие труды по этим областям науки: ""Основные принципы социологической доктрины О. Конта"" (в сборнике ""Проблемы идеализма"", М., 1902); ""Методология истории"", вып. I - II (1910 - 1912). - Биографические данные и подробный перечень ученых трудов А.С. Лаппо-Данилевского - в ""Материалах для биографического Словаря членов Императорской Академии Наук"" (т. I, 1915).
ВСловаре.Ру>Биографический словарь
 Лаппо-данилевский Александр Сергеевич
Лаппо-Данилевский, Александр Сергеевич - историк. Родился 15 января 1863 г., образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Будучи студентом, составил обозрение ""Скифских древностей"", напечатанное в ""Записках Отделения русской и славянской археологии"" (1887). За диссертацию: ""Организация прямого обложения в Московском Государстве со времени смуты до эпохи преобразований"" (СПб., 1890) получил степень магистра русской истории. С 1891 по 1905 г. занимал кафедру русской истории в Историко-филологическом Институте. Состоит ординарным академиком Императорской Академии Наук и членом археологической комиссии. В 1906 г. был избран от Академии Наук и университетов членом государственного совета, но вскоре сложил с себя это звание. Научная деятельность Лаппо-Данилевского касается различных сторон и проблем русской истории. По археологии, кроме ряда критических статей и заметок, наиболее крупным трудом его является исследование древностей кургана Карагодеуашх (""Материалы по археологии России"" № 13). Из работ Лаппо, касающихся экономического и социального строя древней Руси, наиболее крупные: ""Разыскания по истории прикрепления крестьян в Московском государстве XVI - XVII веков"" и ""Очерк истории образования главнейших разрядов крестьянского населения в России"" (в издании ""Крестьянский Строй""). К трудам его по культурной, экономической и правовой истории России XVIII в. относятся: ""Собрание и Свод Законов Российской Империи, составленные в царствование Екатерины II"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1897); ""Очерк внутренней политики Екатерины II"" (""Cosmopolis"", 1897); ""Русские промышленные и торговые компании XVIII века"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1898 - 1899); ""И.И. Бецкий и его система воспитания"" (отзыв о сочинении П.М. Майкова, ""Записки Императорской Академии Наук"", т. VI, 1904); ""L´idee de l´Etat et son evolution en Russie depuis les troubles du XVII siecle jusqu´aux reformes du XVIII-me"", в сборнике ""Essays in legal history"" (Оксфорд, 1913; русский перевод в ""Голосе Минувшего"" 1914, № 12). Читая в университете с середины 1890-х годов специальные курсы по теории социальных и исторических наук, в духе критической философии, а с 1906 г. - общий курс по методологии истории, Лаппо-Данилевский напечатал следующие труды по этим областям науки: ""Основные принципы социологической доктрины О. Конта"" (в сборнике ""Проблемы идеализма"", М., 1902); ""Методология истории"", вып. I - II (1910 - 1912). - Биографические данные и подробный перечень ученых трудов А.С. Лаппо-Данилевского - в ""Материалах для биографического Словаря членов Императорской Академии Наук"" (т. I, 1915).
ВСловаре.Ру>Исторический словарь
 Лаппо-данилевский Александр Сергеевич
(1863-1919), историк, академик Петербургской АН (1899). Создатель научной школы в области источниковедения и дипломатики. Труды и публикации по социально-экономической, политической и культурной истории России 15-18 вв., историографии, методологии исторической науки.
ВСловаре.Ру>Исторический словарь
 Лаппо-данилевский Александр Сергеевич
(1863-1919) - русский историк, социолог. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.  С 1890 - профессор Петербургского университета. Вел семинар и читал лекции по методологии истории. После Февральской революции возглавил кафедру социологии в Петроградском университете. Занимался подготовкой и изданием сборников русских исторических документов. Действительный член Российской академии наук. Первый председатель Русского социологического общества им. Ковалевского (1916-1918). Участвовал в сборнике "Проблемы идеализма"  (1902). Основная теоретическая работа  - "Методология  истории" в двух томах (1910-1911), выдержавшая четыре издания. В своей методологической позиции эволюционизировал от позитивизма  к неокантианству. Основное внимание Л.-Д. уделял проблеме специфики социального познания, социологических и исторических методов исследования. Цель  методологии, по Л.-Д., - дать целостную систему методов и принципов научного мышления: 1) проясняющую используемые понятия; 2) организующую профессиональное мышление; 3) выявляющую механизм понимания в ходе познания. Теория познания,  по Л.-Д., должна: 1) выявить соотношение априорных и эмпирических компонентов в познании; 2) определить основания достоверности и общезначимости знания; 3) дать целостность разрозненным представлениям; 4) оценить знание  как единичное или общее. Только определив все эти свои основания, социальная наука  может претендовать на самостоятельный статус.  В основании социального познания находится психология  как ведущая наука  о духе. Ее цель - выяснение психического содержания социокультурных факторов с последующей их типологизацией. Основные типологизирующие дисциплины - социология  (номотетическая наука) и история  (идеографическая наука), но и та, и другая по-своему отражают психическую закономерность.  Основная мотивация  поступков и действий индивида  исходит из его внутренней свободы (как свободы от внешней детерминации). Только осознание причины как мотива  может через воление выливаться в действие.  Поэтому социология - также наука о духе, изучающая особую психологическую форму законосообразности, под которой понимается абсолютно безусловная цель, определяющая структуру массовой деятельности и формы ее развертывания и реализации. Исторический прогресс  - это все более ясное осознание этой цели и последовательная ее реализация. "Тип" как познавательная конструкция  опосредует отношения случайного и закономерного. Различают "идеальный тип"  (чисто мыслительный идеальный конструкт) , "репрезентативный тип" (которому могут соответствовать многие единичные факты)  и "генеалогический тип" (сходство отдельных экземпляров и их признаков на основе общего происхождения). За исключением последнего случая типология  не является объяснением  систематики, провоцирующей индуктивное изучение явлений и событий, которое может вывести на формулирование определенных законов. По мысли Л.-Д., тип всегда есть обобщение, хотя его объем может быть различным. С формальной точки зрения, тип как понятие  о группе сходных между собой объектов и их признаков может быть понят двояко: 1) как тип морфологический (группа  формальных свойств); 2) как тип феноменологический (превращения группы формальных свойств). Социология фиксируется на первом, история - на втором типах. Глубинное основание теории и методологии познания - учение о ценностях. С точки зрения Л.-Д., ценности  различаются на обоснованные и общепризнанные, которые далеко не всегда совпадают между собой. Ценность  обосновывается целью (или нормой). Однако явление, событие или факт  приобретают историческое значение,  только получая распространение, т.е. становясь ценностью общепризнанной. Конечная цель исследования - познание  социально-исторических связей в их целостности. Социологию интересуют условия устойчивости целостности, историю - развитие  (изменение)  целостности. Тем самым социология и история взаимопроникают друг в друга (несмотря на противоположную направленность своих методов) и выполняют "обрамляющую" функцию по отношению к гуманитарному знанию. Общий же постулат социогуманитарного познания - признание чужой одушевленности (отсюда особая роль  психологии). Само объектирование наших восприятий находится в зависимости от допущения в нашем сознании, что данный объект  признается реально существующим и другими Я (другими сознаниями). Мое и чужое Я - взаимнообусловливающие друг друга части одного целого, и изучение их психического взаимодействия, конституирующего это целое, - суть социального познания. В.Л. Абушенко
ВСловаре.Ру>Социологический словарь
 Лаппо-данилевский Александр Сергеевич
(15(27). 01. 1863 - 7. 02. 1919) - историк, социолог. Окончил историко-филологический ф-т Петербургского ун-та (1886). Защитив магистерскую диссертацию (1890), стал преподавателем ун-та. В 1902 г. он был избран экстраординарным академиком, а затем - действительным членом Российской Академии наук. Л.-Д. много сделал для организации архивного дела в стране, неоднократно представлял рус. науку на международных исторических конгрессах, занимался подготовкой и изданием сб. документов "Памятники русского законодательства", "Россия и Италия", "Письма и бумаги Петра Великого" и др. Сферой научных интересов Л.-Д. была историко-культурная проблематика. Он исследовал развитие рус. культуры в XVI-XIX вв., особенно XVIII в. Его осн. труд "История политических идей в России в XVIII в. в связи с развитием ее культуры и ходом ее политики" при его жизни не был опубликован. Введение к этому труду, представляющее самостоятельное исследование, вышло в свет только в 1990 г. под названием "История русской общественной мысли и культуры XVII-XVIII вв.". Своеобразным итогом его исследовательской деятельности стало 2-томное соч. "Методология истории", опубликованное в 1910-1913 гг. и выдержавшее 4 издания. Л.-Д. принадлежал к государственно-юридической школе в историографии и в своем идейном развитии прошел путь от позитивизма к неокантианству. Он рассматривал человека как субъекта исторического процесса, ориентирующегося на общественно полезные цели и реализующего ценности культуры. Понятие "культура" воспринималось им как совокупная духовная мощь человечества, нарастающая в ходе истории и составляющая ее смысл. История человечества выступает в конечном счете как "мировое целое", "исторический универсум", составной частью к-рого являются отдельные исторические события, поэтому они не могут быть поняты и объяснены в отрыве от целого. Л. -Д. считал невозможным изучать историю к.-л. народа вне ее связи с историей др. народов, вне взаимного влияния культур. Ведущая тенденция исторического процесса определяется им как нарастание единения человечества. "По мере объединения своего сознания человечество все более становится "великой индивидуальностью", - утверждал он. Исходя из такой философско-методологической посылки, он рассматривал рус. культуру как неотъемлемую часть общеевропейской культуры и обращал внимание на влияния, испытываемые ею в процессе своего развития. Поэтому он изучал с особым вниманием деятельность российских учебных заведений как центров культуры, через к-рые зап. идеи проникали в рус. среду и распространялись в ней.
ВСловаре.Ру>Философский словарь