Аввакум Петрович

(1620 - 1682 гг.) - протопоп г. Юрьевца - Поволжского, расколоучитель XVII в. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, угрюмого и строгого нрава, Аввакум приобрел известность довольно рано как ревнитель православия, занимавшийся изгнанием бесов. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступление от церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать от возмутившейся паствы в Москву. После начала исправления богослужебных книг по греческим образцам в 1653 г. патриархом Никоном Аввакум занял одно из первых мест в ряду ревнителей старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. Уже в сентябре 1653 г. его бросили в тюрьму и стали увещевать, но безуспешно. Аввакум был сослан в Тобольск. Между тем Никон потерял всякое значение при дворе, и Аввакум был возвращен в Москву (1663). Первые месяцы возвращения его в Москву были временем большого личного торжества Аввакума; сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Однако, вскоре убедившись, что Аввакум не личный враг Никона, а противник господствующей церкви, царь посоветовал ему молчать. Вскоре Аввакум еще сильнее прежнего стал укорять архиереев, хулить четырехконечный крест, исправление символа веры, трехперстное сложение. В 1664 г. Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою фанатичную проповедь. В 1666 г. Аввакум был привезен в Москву, где его 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемуся для суда над Никоном, расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что Аввакум тут же возгласил анафему архиереям. Вновь происходили увещевания Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудовом монастыре, но Аввакум твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили. Аввакум был наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). 14 лет просидел Аввакум на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царю Федору Алексеевичу, в котором он поносил царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь Аввакума и его товарищей. 1 апреля 1661 г. они были сожжены в Пустозерске. Раскольники считают Аввакума мучеником и имеют иконы его. В сфере раскола Аввакум действовал не только примером непреклонности убеждения; он - и один из наиболее выдающихся расколоучителей. Аввакуму приписывают 43 сочинения. Вероучительные взгляды Аввакума сводятся к отрицанию никоновских "новшеств", которые он ставил в связь с "римской блудней", т.е. латинством. Из Энциклопедического словаря Изд. Брокгауза и Ефрона. Т. I, СПб., 1890.
Исторический словарь