Иннокентий (в Миру Иван Алексеевич Борисов)

Что такое «Иннокентий (в Миру Иван Алексеевич Борисов)» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Биографический словарь » Иннокентий (в Миру Иван Алексеевич Борисов)
Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов (1800 - 1857) - знаменитый русский богослов и церковный оратор. Воспитывался в Киевской духовной академии, был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии. С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове; умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к ученым занятиям среди учащихся. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Новаторство его в богословии многими встречено было враждебно; одно время он слыл ""неологом""; было даже возбуждено ""секретное дознание"" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием. Церковно-исторические сочинения его: ""Жизнь апостола Павла"", ""Жизнь св. Киприана"", ""Последние дни земной жизни Иисуса Христа"", положили начало его ученой известности, но из них последнее было признано чересчур ""либеральным"" и в течение 30 лет не могло быть переиздано. В Киеве им был основан еженедельник, ""Воскресное Чтение"", в котором он помещал, главным образом, свои работы. Из ряда других ученых его предприятий вполне было лишь осуществлено одно: ""Памятник веры"" - собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; но был отпечатан к концу жизни Иннокентия, ""Памятник"" не выпущен в свет. Другие его работы (помимо переводов): ""История христианской церкви в Польше"" (две главы из этого сочинения напечатаны им в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", но в целом виде сочинение не появилось); ""Вертоград духовный"" - сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы); ""Церковный архив"" - библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа). Многие ученые предприятия, для которых им даны подробные конспекты, осуществлены уже после него (например, ""Собрание церковных правил"", ""Деяния вселенских и поместных соборов""). Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал. В Одессе им основано ""болгарское настоятельство"", которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. Главным образом знаменит Иннокентий как проповедник. Владея сильным ораторским талантом, он проповедовал почти за каждым своим богослужением, производя всегда большое впечатление на слушателей. Не отличаясь оригинальностью и смелостью мысли, проповеди Иннокентия являются превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их переведена на языки - французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский. Проповеднический талант Иннокентия развился, главным образом, на изучении Златоуста , Боссюэта, Массильона и других знаменитостей Запада. Стоя во главе епархий, он возобновлял и вновь устраивал монастыри, строил церкви, заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия. Большое мужество и энергию проявил Иннокентий в крымскую кампанию; часто находясь в огне, он утешал умирающих и ободрял солдат. Настоящей биографии Иннокентия еще не написано. Сочинения его изданы несколько раз, в Санкт-Петербурге, в 1871 - 74 и 1908 гг. - См. М.П. Погодин ""Венок на могилу Иннокентию"" (1864); ""Материалы для биографии Иннокентия"" (собр. проф. Н.И. Барсовым , 1884 и 1887); Н.И. Барсов в ""Русском Биографическом Словаре""; священник Буткевич ""Иннокентий, архиепископ херсонский"" (СПб., 1887). Главный материал для биографии Иннокентия - собрание писем к нему и других его бумаг, находящиеся в рукописях Императорской публичной библиотеки.
Исторический словарь » Иннокентий (в Миру Иван Алексеевич Борисов)
Иннокентий, в миру Иван Алексеевич Борисов (1800 - 1857) - знаменитый русский богослов и церковный оратор. Воспитывался в Киевской духовной академии, был профессором Санкт-Петербургской духовной академии, затем ректором Киевской духовной академии. С 1836 г. епископ; занимал кафедры в Вологде и Харькове; умер архиепископом херсонским и таврическим. Он ввел новый метод изложения богословия - исторический и историко-сравнительный, широко пользуясь пособиями западной богословской литературы, преимущественно протестантской, самобытно работая по первоисточникам. В продолжение 16 лет профессорства он преподавал, в самостоятельной обработке, все главные отрасли богословия. Обладая блестящим даром изложения, он оживил интерес к ученым занятиям среди учащихся. В Киеве он достиг отмены преподавания богословия на латинском языке, державшего русское богословие в рабской зависимости от богословия католического. Им введены новые предметы преподавания, соответственно уровню научного развития на Западе. Он образовал целое поколение русских богословов и ученых, и принимал деятельное участие в переустройстве духовно-учебных заведений, в составлении новых программ академических и семинарских курсов. Новаторство его в богословии многими встречено было враждебно; одно время он слыл ""неологом""; было даже возбуждено ""секретное дознание"" о его образе мыслей, окончившееся полным его оправданием. Церковно-исторические сочинения его: ""Жизнь апостола Павла"", ""Жизнь св. Киприана"", ""Последние дни земной жизни Иисуса Христа"", положили начало его ученой известности, но из них последнее было признано чересчур ""либеральным"" и в течение 30 лет не могло быть переиздано. В Киеве им был основан еженедельник, ""Воскресное Чтение"", в котором он помещал, главным образом, свои работы. Из ряда других ученых его предприятий вполне было лишь осуществлено одно: ""Памятник веры"" - собрание вероизложений и символов от начала церкви до позднейшего времени; но был отпечатан к концу жизни Иннокентия, ""Памятник"" не выпущен в свет. Другие его работы (помимо переводов): ""История христианской церкви в Польше"" (две главы из этого сочинения напечатаны им в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", но в целом виде сочинение не появилось); ""Вертоград духовный"" - сборник лучших проповедей (собраны лишь материалы); ""Церковный архив"" - библиотека древних и новых сочинений о церкви (программа). Многие ученые предприятия, для которых им даны подробные конспекты, осуществлены уже после него (например, ""Собрание церковных правил"", ""Деяния вселенских и поместных соборов""). Ему принадлежит почин ученого описания библиотек и собирания рукописей из монастырей в ученые центры - академии, а также почин реставрации и описания древностей Крыма и Кавказа и всех других местностей, где он епископствовал. В Одессе им основано ""болгарское настоятельство"", которое, до освобождения Болгарии, давало приют и образование сотням болгарских юношей. Главным образом знаменит Иннокентий как проповедник. Владея сильным ораторским талантом, он проповедовал почти за каждым своим богослужением, производя всегда большое впечатление на слушателей. Не отличаясь оригинальностью и смелостью мысли, проповеди Иннокентия являются превосходным образцом ортодоксального красноречия. Напечатанные проповеди его распространялись по всей России; часть их переведена на языки - французский, немецкий, польский, сербский, греческий, армянский. Проповеднический талант Иннокентия развился, главным образом, на изучении Златоуста , Боссюэта, Массильона и других знаменитостей Запада. Стоя во главе епархий, он возобновлял и вновь устраивал монастыри, строил церкви, заботился об улучшении материального быта и подъеме образования сельского духовенства. По близким отношениям к обер-прокурорам Синода и к другим архиереям, из которых более двадцати были с ним в переписке, Иннокентий имел большое влияние на общий ход церковных дел, по крайней мере, в течение четверти столетия. Большое мужество и энергию проявил Иннокентий в крымскую кампанию; часто находясь в огне, он утешал умирающих и ободрял солдат. Настоящей биографии Иннокентия еще не написано. Сочинения его изданы несколько раз, в Санкт-Петербурге, в 1871 - 74 и 1908 гг. - См. М.П. Погодин ""Венок на могилу Иннокентию"" (1864); ""Материалы для биографии Иннокентия"" (собр. проф. Н.И. Барсовым , 1884 и 1887); Н.И. Барсов в ""Русском Биографическом Словаре""; священник Буткевич ""Иннокентий, архиепископ херсонский"" (СПб., 1887). Главный материал для биографии Иннокентия - собрание писем к нему и других его бумаг, находящиеся в рукописях Императорской публичной библиотеки.