Инь И Ян

Что такое «Инь И Ян» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Философский словарь » Инь И Ян
— осн. понятия древнекит. философии. В “Книге перемен” (“И цзин”) ян и инь служили для выражения светлого и темного, твердого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития кит. философии ян и ииь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь—ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о ли — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь—ян, к-рые рассматриваются как осн. космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет гл. содержание большинства диалектических схем кит. мыслителей. Учение о дуализме сил инь—ян — непременный элемент диалектических построений в кит. философии. Представления об инь—ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ кит. медицины, химии, музыки и т. д.
Философский словарь » Инь И Ян
- основные космологические категории традиционной китайской мифологии, прафилософии и философии. Самый общий смысл И. - земное начало, Я. - небесное. Их дуализм и взаимослияние объясняют сущность всех мировых процессов, человеческой жизни и принципов истинного познания и разумного действия. И. и Я. выступают упорядочивающими началами предмирового хаоса, учреждающими из легких частиц - небо, из тяжелых - землю. Кроме того, И. и Я. принадлежат следующие характеристики: женское и мужское, темное и светлое, холодное и теплое, податливое и упорное, оформляющее и принимающее форму, сухое и влажное, порождающее и родящее; постепенно эти характеристики переходят в понятие "ци" - субстанции, воплощенного принципа. "Ян-цы" и "инь-цы", соответственно, - небесная легкая и земная тяжелая субстанции. Особое значение имеет представление о возможности через познание сущности взаимоотношений Я. и И. и их конкретной изменчивости воспринять как всеобщее, так и единичное в событийном плане мирового бытия. На этом принципе построена одна из наиболее авторитетных древних книг Китая - "И-цзин" ("Книга перемен"). Весь мировой процесс состоит из чередования ситуаций, порождаемых взаимодействием Я. и И. Символически Я. изображается в виде сплошной горизонтальной черты, И. - прерывистой. Их сочетание объединено в 64 гексаграммы (ба-гуа), выражающие, как полагается, все возможные взаимодействия конфликтующих и сотрудничающих начал. Каждая черта в гексаграмме символизирует развитие ситуации. Посредством специальных процедур гадания и весьма обширных комментариев к "И-цзин" ищущий знания о настоящем и предвидениях будущего находил его в различных соответствиях "световых" черт Я. и "теневых" И. Поскольку Я. и И. всепроникающи, то определенное их сочетание в организме человека способствует тем или иным склонностям, поступкам, а также состоянию здоровья. Совершенно особое значение приобретают принципы Я. и И. в распространенных эзотерических психомедитативных и психосексуальных практиках. Поскольку Я. есть мужское и духовное ("небесное") начало, то его культивация в теле и сознании дает человеку возможность раскрытия или приобретения талантов, способностей, превосходящих средний уровень. В число этих преимуществ, прежде всего, входят: долголетие, управление всеми органами тела с наибольшей эффективностью, исправление патологий организма, обретение высшего знания - мудрости. Эти представления связаны с понятием жизненной силы ци, разлитой в человеческом теле и управляющей его функциями через соединение с Я. и И. Их гармонизация является наиболее фундаментальным идеалом классической китайской культуры, воздействуя на все области жизни и искусства (включая медицинскую). В той или иной мере традиционный китайский принцип культивации и гармонизации Я. и И. можно соотнести с распространенными в протофилософской культуре максимой "Жизнь в соответствии с природой", и отождествлением человеческого "я" с универсальными мировыми началами. С другой стороны, развитие мифосимволического уровня понимания Я. и И. вместе с формированием специфических мотивов традиционной китайской философии создает тот характерный образ китайской культуры, который актуален и по сей день. Дуализм миропонимания, восприятие мирового процесса как ситуаций взаимодействия противостоящих сил сказывается на своеобразном ориентире китайской философии в ее основных школах на социально-политическую, этическую и ритуальную проблематику; фактически, здесь отсутствуют более или менее фундаментальные метафизические представления. Гносеология же традиционной философии либо напрямую связана с медитативными практиками, либо ей вообще не уделяется сколько-нибудь важного места (высокий авторитет гадания по "И-цзин" указывает на специфическую когнитивную роль Я. и И.). Е. В. Гутов
Философский словарь » Инь И Ян
- в древнекитайском даосизме полярные космические начала. Инь - женственная, пассивная, слабая и нередко разрушительная сторона реальности. Ян - мужское, сильное и созидательное начало. Их просхождение - от невыразимого Дао.