Импринтинг

Что такое «Импринтинг» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Психологический словарь » Импринтинг
- см. Запечатление.
Психологическая энциклопедия » Импринтинг
- понятие, введенное К. Лоренцом - , обозначающее раннее запечатление у животных - . Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции - , связанные прежде всего с ориентировкой на родителей.
Сексологический словарь » Импринтинг
психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.
Философский словарь » Импринтинг
- способность личности эмоционально воспринять новую идею, новый для неё элемент содержания культуры от источников, пользующихся у него авторитетом, например, от тотема, вождя, отца, учителя, радиокомментатора, референтной группы и т.д. И. может иметь место в определенных условиях, т. когда новый элемент не вступает в противоречие с уже сложившейся личностной культурой, когда он восполняет некоторый культурный вакуум, отсутствие элемента культуры, отвечающей некоторой потребности, например, знаний, мнений и т.д., касающихся того или иного конкретного предмета. Например, А может убедить Б, что В украл кошелёк. Это возможно при соблюдении ряда условий: если А авторитет для Б, если Б враждебен или равнодушен к В, или он ничего о нём не знает; если Б допускает само существование преступности и, возможно, не исключает, что кошелёк мог действительно существовать; если Б считает приемлемой процедуру объявления человека вором на основе авторитетного мнения, а не, например, судебной процедуры. Очевидно, что несоблюдение хотя бы одного из этих условий не даст И. И. - ключ к пониманию того, что одни идеи могут быть быстро усвоены широкими массами под идеологическим воздействием, например, новая интерпретация носителей зла, а другие - нет, например, требования массового овладения качественно новыми видами труда, перехода к рынку, отказа от местничества и ведомственности и т.д. Причина этого различия в том, что во втором случае попытка внедрить новые идеи сталкивается с исторически сложившимся менталитетом, с его устойчивыми интерпретациями, стойко передающимися из поколения в поколения, что исключает действия И. В первом случае И. действует в рамках менталитета, меняя лишь одну неустойчивую интерпретацию на другую. Распространение либеральных ценностей уменьшает возможности И., так как они требуют диалога, доказательств, интерпретации, соблюдения особых процедур, ориентации на некоторые принципы; например, на презумпцию невиновности. Это существенно ограничивает возможность одним словом объявить человека вредителем, врагом народа, агентом иностранной разведки и т. И. используется как важное средство в идеологической деятельности правящей элиты, где в максимальной степени учитывается специфика культуры различных групп населения.
Большой Энциклопедический Словарь » Импринтинг
(англ. imprinting) - то же, что запечатление.
Психологический словарь » Импринтинг
- понятие, введенное К. Лоренцом, означающее раннее запечатление у животных.
Психологический словарь » Импринтинг
- психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.
Психологический словарь » Импринтинг
Словообразование. Происходит от англ. imprint - запечатлевать. Автор. К.Лоренц. Категория. Раннее запечатление у животных. Специфика. Сразу после рождения в первые часы и дни жизни животные способны запоминать подвижные предметы, которые находятся в непосредственной близости от них, и переносить на них свои инстинктивные реакции, связанные прежде всего с отношением к родителям.
Психологический словарь » Импринтинг
Этологический термин, используемый для того, чтобы охарактеризовать вид ограниченного научения, которое происходит быстро, в течение относительно короткого отрезка времени. Оно чрезвычайно устойчиво к угасанию или реверсированию и оказывает глубокое и длительное воздействие на дальнейшее социальное поведение относительно стимульных объектов для этого поведения. Классический пример – реакция следования за объектом у уток, когда недавно вылупившийся утенок запечатлевает объект (обычно мать), который он наблюдал во время критического периода, и следует за ним.
Психологический словарь » Импринтинг
(англ. imprint - запечатлевать, оставлять след). Фиксирование в памяти новорожденного особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.
Психологический словарь » Импринтинг
(imprinting) Впервые использованный Конрадом Лоренцем, термин "И." (запечатление) означает процесс быстрого развития соц. привязанности детенышей к своим матерям. Соц. привязанности направлены на те раздражители (и ограничены ими), в отношении к-рых молодые организмы получают соотв. специфический опыт в подходящее для этого время. Внешний стимульный объект, на к-рый птицы реагируют подобным образом, сохраняет свою способность вызывать привязывающую реакцию (привязанность) на протяжении большей части жизни молодого животного. Изначально существующее огромное разнообразие объектов, способных породить привязанность, сужается до одного или неск. классов объектов, встречающихся во время ограниченного периода научения. Д. Сполдинг, первым описавший это явление, показал, что привязанность отнюдь не обязательно ограничивается матерью, хотя в нормальной ситуации это происходит именно так. Он отмечал, что как только вылупившиеся цыплята смогут ходить, они последуют за любым движущимся стимулом. Такое неразборчивое следование за стимульным объектом можно наблюдать у цыплят только в течение первых неск. дней, пока они не приобрели достаточного зрительного опыта. Силу привязанности можно увидеть в одном или неск. из приведенных тестов: а) узнавание при воссоединении, при к-ром, после разлучения, к объекту-стимулу, на к-рый происходил И., возвращается больше птиц, запечатлевших его, чем птиц из контрольной группы; б) выбор, при к-ром птицам из эксперим. и контрольной групп предъявляются тренировочный и контрольный стимулы; в) дистресс при разлучении; г) бег к матери, когда птенцам, находящимся на нек-ром расстоянии друг от друга, демонстрируют новый, пугающий раздражитель, при этом ожидается, что птицы, у к-рых произошел И., быстро отступят к запечатленному стимульному объекту, тогда как птицы из контрольной группы этого не сделают, и д) работа для воссоединения, когда птицы должны совершить произвольно выработанную у них (экспериментаром) реакцию, напр. нажать на планку, чтобы получить доступ к запечатленному раздражителю. К. Лоренц и др. исследователи проводили различие между И. и обычным научением, поскольку 1) И. имеет место только в течение ограниченного критического периода; 2) однажды запечатленное сохраняется навсегда, забывания не происходит; 3) обычные вознаграждения при И. не нужны; 4) нек-рые реакции на запечатленный стимул могут проявиться лишь к концу жизни, через большой временной промежуток после того как произошел И.; 5) И. происходит быстрее, когда попытки быстро следуют одна за другой, нежели когда они разделены длительными промежутками, что прямо противоположно большей части опытов по ассоциативному научению, и 6) болезненные стимулы усиливают И., тогда как наказание обычно приводит к избеганию связанных с ним раздражителей. Термин "критический период" был несколько смягчен и заменен термином "сенситивный период", поскольку определяющее свойство "все или ничего" первого не соответствует фактам. Вместо этого, имеет место количественный подъем и спад в легкости и силе И. Более того, дополнительный опыт может помешать И. Сейчас уже нет твердой уверенности в том, что И. носит необратимый характер. Было показано, что привязанность может быть перенесена на новые стимульные объекты. Кроме того, у большого количества видов у взрослых особей соц. привязанности направлены не только на родительскую фигуру или представителей собственного вида. Хотя большинство исслед. И. было проведено на птицах, существует неск. работ, позволяющих предположить, что это же происходит и у млекопитающих. У овец, лошадей и др. копытных может произойти И. человека, если он берет на себя родительские функции сразу же после рождения животного. Известно, что у собак формируется тесная привязанность к людям, к-рые заботятся о них в возрасте 4-6 недель. При этом характер обращения с животными, способы их воспитания и наказания, по-видимому, играют очень незначительную роль. См. также Этология, Инстинктивное поведение А. Риопелле
Психологический словарь » Импринтинг
- (англ. imprinting - запечатление) в этологии - запечатление в критические периоды жизни значимых для поведения животного отличительных признаков объекта, вызывающее реакцию следования за этим объектом.
Психологический словарь » Импринтинг
(англ. imprint - запечатлевать) - вид приобретения опыта, занимающий промежуточное положение между научением и врожденными реакциями; одна из форм памяти.
Психологический словарь » Импринтинг
Вид научения, происходящего на ранних этапах жизни животного. обычно начинается вскоре после рождения. В результате возникает жесткая привязанность к взрослому животному (обычно матери), которая впоследствии с трудом поддается изменению. часто происходит во время специфического периода в жизни животного, известного как сенситивный период, и характеризуется «реакцией следования», когда молодое животное следует повсюду за объектом привязанности. Эта разновидность импринтинга обычно называется филиальным импринтингом. Молодое животное воспринимает определенные характеристики матери и подходит только к ней, а не к другим взрослым представителям своего вида, которые могут напасть на него. В процессе полового импринтинга молодое животное запоминает характеристики (расцветку, плюмаж и т. д.) представителей противоположного пола своего вида, что является жизненно важным условием для последующего успешного ухаживания и спаривания. У диких уток-крякв половой импринтинг чаще происходит у самок, поскольку самцы обладают яркой окраской и их легко отличить от других видов уток. Для самцов задача распознавания представительниц своего вида, судя по всему, является более трудной, из-за невзрачной окраски самок и их сходства с другими видами уток. У животных, воспитанных представителями близкого вида, впоследствии может развиться половой импринтинг к этому виду. Наиболее частое межвидовое скрещивание в результате импринтинга наблюдается у самцов диких уток. Половой импринтинг чаще всего развивается в рамках одного вида, реже — между представителями сходных видов и совсем редко — между представителями разных видов. У некоторых птиц, воспитываемых в домашних условиях, иногда возникает жесткая фиксация на человеке; последствия такого импринтинга являются очень стойкими и создают значительные проблемы в спаривании с представителями своего вида. Вопрос об импринтинге у млекопитающих является более спорным. Молодые ягнята и козы выказывают признаки импринтинга, и теория Боулби о привязанности детей к родителям во многом опирается на исследования по импринтингу.
Психологический словарь » Импринтинг
(imprinting) - (относится к поведению животных) быстрая и необратимая форма запоминания, которая наблюдается у некоторых животных в первые часы жизни. Таким образом животные привязываются к представителям своего вида, однако если они в течение этого короткого периода времени будут контактировать с животными - представителями других видов, то они могут привязаться к ним, а не к представителям своего вида.