Ищешь, что означает Иловайский Дмитрий Иванович? Пытаешься разобраться, что такое Иловайский Дмитрий Иванович? Вот ответ на твой вопрос:

Иловайский Дмитрий Иванович

 распечатать страницу

 

 Иловайский Дмитрий Иванович
Иловайский, Дмитрий Иванович - историк и публицист. Родился в 1832 г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за ""Историю Рязанского княжества"" (М., 1858; переиздано в ""Собрании сочинений"", 1884), степень доктора - за ""Гродненский сейм 1793 г."" (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайский находит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигал Тмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (к середине X века) Иловайский отрицал возможность свободного передвижения по ней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой, военной и политической жизни страны. Выводы Иловайского постепенно входят в канон русской исторической науки; многие же частности в них должны быть переисследованы и, быть может, отвергнуты. Гораздо слабее попытки Иловайского отожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в ""Разысканиях о начале Руси"" (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемых дополнительных полемиках (М., 1886 и 1892). Обширная ""История России"" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком ""Петр Великий и царевич Алексей"" начал в ""Кремле"" (№ 45 - 47) печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В ""Истории"", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к ""Истории"" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. Скептическому отношению к летописи он не всегда остается верен; так, о крещении Владимира он рассказывает вообще по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена; отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в ""Истории"". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа ""Кремль"", исключительно наполняемого его произведениями (вышло доселе, считая двойные и тройные, 52 №). Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории. Пробудившийся за последние годы интерес к ранней русской истории вызвал ряд работ, сходящихся в отдельных пунктах с Иловайским. - Ср. ""Исторический Вестник"" (1884, 1 и 3); С. Венгеров ""Источники для словаря русских писателей"" (II, СПб., 1910); М. Грушевский ""Iсторiя Украiни Руси"" (I, Львов, 1904); Д. Багалей ""Русская историография"" (Харьков, 1911); Г. Варац ""Происхождение летописного сказания о начале Руси"" (Киев, 1913); К. Иностранцев ""Хунь-ну и гунны"" (""Живая Старина"", 1900, века 3 - 4); ""Русское Богатство"" (1897, № 7; ст. С. Южакова); А. Шахматов ""Разыскания о древних русских летописях""; Л. Пантелеев ""Из воспоминаний прошлого"" (СПб., 1905). С. Ч.
ВСловаре.Ру>Биографический словарь
 Иловайский Дмитрий Иванович
(11/23.02.1832 - 15.02.1920), русский историк, общественный деятель и публицист патриотического направления, твердо стоял на позициях - "Православие, Самодержавие, Народность". После окончания Московского университета преподавал историю в гимназиях, параллельно занимаясь историческими исследованиями. Его первые работы "История Рязанского княжества" (1858) и "Гродненский сейм 1793" (1870) поставили его в ряд крупнейших русских историков. В исследовании "О мнимом призвании варягов" (1871) Иловайский убедительно показал несостоятельность норманнской теории и сделал вывод, что "иностранный элемент" не оказывал существенного влияния на процесс развития Древней Руси". В 1876-1905 Иловайский выпускает "Историю России" (тт. 1-5), в которой, следуя исторической концепции Н.М. Карамзина, дает общий обзор истории России с древнейших времен до царствования Алексея Михайловича. Подобно Карамзину, Иловайский считал, что история народа - это история развития его государственности, которая, прежде всего, воплощается в его царях и вождях. Обладая хорошим художественным слогом, умением кратко и точно излагать факты, Иловайский написал несколько учебников по истории, которые многократно переиздавались (некоторые 44 и 26 раз) и пользовались заслуженной популярностью среди учащихся. Как публицист Иловайский сотрудничал со многими патриотическими изданиями. В 1897-1916 издавал и редактировал православно-патриотическую газету "Кремль", отстаивавшую интересы русского народа, противостоявшую деятельности "инородческих элементов", засилью иудейско-космополитических сил в российской журналистике. В 1905 Иловайский вступил в "Союз русских людей". После 1917 многократно арестовывался еврейскими большевиками. Зверски убит при невыясненных обстоятельствах.
ВСловаре.Ру>Исторический словарь
 Иловайский Дмитрий Иванович
Иловайский, Дмитрий Иванович - историк и публицист. Родился в 1832 г. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за ""Историю Рязанского княжества"" (М., 1858; переиздано в ""Собрании сочинений"", 1884), степень доктора - за ""Гродненский сейм 1793 г."" (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайский находит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигал Тмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (к середине X века) Иловайский отрицал возможность свободного передвижения по ней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой, военной и политической жизни страны. Выводы Иловайского постепенно входят в канон русской исторической науки; многие же частности в них должны быть переисследованы и, быть может, отвергнуты. Гораздо слабее попытки Иловайского отожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в ""Разысканиях о начале Руси"" (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемых дополнительных полемиках (М., 1886 и 1892). Обширная ""История России"" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком ""Петр Великий и царевич Алексей"" начал в ""Кремле"" (№ 45 - 47) печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В ""Истории"", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к ""Истории"" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. Скептическому отношению к летописи он не всегда остается верен; так, о крещении Владимира он рассказывает вообще по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена; отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в ""Истории"". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа ""Кремль"", исключительно наполняемого его произведениями (вышло доселе, считая двойные и тройные, 52 №). Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории. Пробудившийся за последние годы интерес к ранней русской истории вызвал ряд работ, сходящихся в отдельных пунктах с Иловайским. - Ср. ""Исторический Вестник"" (1884, 1 и 3); С. Венгеров ""Источники для словаря русских писателей"" (II, СПб., 1910); М. Грушевский ""Iсторiя Украiни Руси"" (I, Львов, 1904); Д. Багалей ""Русская историография"" (Харьков, 1911); Г. Варац ""Происхождение летописного сказания о начале Руси"" (Киев, 1913); К. Иностранцев ""Хунь-ну и гунны"" (""Живая Старина"", 1900, века 3 - 4); ""Русское Богатство"" (1897, № 7; ст. С. Южакова); А. Шахматов ""Разыскания о древних русских летописях""; Л. Пантелеев ""Из воспоминаний прошлого"" (СПб., 1905). С. Ч.
ВСловаре.Ру>Исторический словарь