Хабермас Юрген (р. 1929)

Что такое «Хабермас Юрген (р. 1929)» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Философский словарь » Хабермас Юрген (р. 1929)
— нем. философ и социолог, проф. Франкфуртского ун-та (ФРГ), наиболее видный представитель второго поколения Франкфуртской школы. Испытал влияние идей Адорно, Вебера, Гадамера. В 60-е гг. был близок к движению “новых левых”, выступал против консервативных тенденций в политической жизни буржуазного об-ва; в начале 70-х гг. отмежевался от экстремизма. Ядро философствования X. составляет философия свободы и коммуникативного действия, к-рые, согласно его т. зр., играют решающую роль в социализации человека и эволюции об-ва. Гл. условием эмансипации человечества X. считает достижение рационального соотношения научно-технических возможностей и ценностных ориентации личности, науки и политики, пропагандирует идеи восстановления единства знания и интереса, интеллекта и действия. Значительное место в его трудах занимают проблемы социального познания, анализ к-рых сводится в основном к герменевтике. Последняя трактуется им не только как средство глубокого понимания текста и символов, но и как способность реконструировать прошлое т. обр., чтобы человек воспринял прошлые идеи и взгляды в качестве программы для своих размышлений и действий. С либеральных позиций X. подверг критике концепцию “технической рациональности” как “новой идеологии”, разновидности технократизма. Он критически относится и к зап. философии техники. В его теории коммуникального действия критически анализируются такие пороки зап. об-ва, как растущая коммерциализация человеческих отношений, чрезмерная политизация об-ва, вторжение государства в личную жизнь индивида. Пути преодоления этих пороков и недостатков он усматривает в развитии коммуникативной и дискурсивной демократии, т. е. в создании и формировании “свободных от принуждения коммуникаций”, организации свободных и демократических дискуссий по самым различным темам и проблемам, развитии независимого общественного мнения. С т. зр. X., коммуникативная демократия — это подлинная демократия. Такая демократия трактуется им не только как возможность меньшинства высказывать свое мнение в рамках существующего законодательства, но и как право альтернативных групп на сопротивление и ненасильственные действия по отношению к государственным органам. X. выступает за творческое развитие гегелевской диалектики и кантонской этики, пропагандирует теорию модернизма и постмодернизма как философскую теорию совр. эпохи, критикует позитивизм и технократизм. Осн. соч.: “Теория и практика” (1963), “Познание и интерес” (1968), “Техника и наука как “идеология” (1968), “Проблемы легитимации в позднем капитализме” (1973). “К реконструкции исторического материализма” (1976), “Теория коммуникативного действия” (1981), “Философский дискурс модернизма” (1985), “Постметафнзическое мышление” (1988) и др.