Лёвит (lowith) Карл

(1897-1973) -нем. философ. Начал академическую деятельность в 1928 , выполнив работу на тему "Индивидуум в роли ближнего". В 1934, в связи с приходом к власти национал-социалистов, эмигрирует в Италию, затем в Японию, позднее в Америку. В 1952 возвращается в Германию и продолжает научную и преподавательскую деятельность. Испытал влияние феноменологии позднего Гуссерля, антропологии Шелера, и экзистенциальной философии. Основными понятиями современной философии Л. считает "жизнь" и "экзистенцию", открытые и разработанные Ницше и Сёреном Кьеркегором. Точкой пересечения обоих мыслителей была, по Л., проблема "нигилизма". Постоянный импульс размышлений Л. - переживание физической и метафизической бездомности современного человека внутри мира. Поиски выхода из этой ситуации Л. ведет на путях историзма и философии религии. Христианский Бог, по Л., обнаружил себя не в небесном теле или сакральном животном, а в человечестве и тем самым - в истории. Наша чрезвычайная озабоченность историческим миром как единственной сценой человеческой судьбы есть результат нашей отчужденности от античной космологии, естественной теологии и сверхъестественной теологии христианства. Человек оказался потерянным в универсуме современной естественной науки. Наш мир - мир самости и внутричеловеческих отношений в анонимном массовом обществе. Если в античной и христианской традицияхкосмос или мир трансцендируют в понятие природы, то мир современного человека - это мир без природы. Мир должен быть понят во всеохватывающем смысле: как небесное тело, земля, пространство и т.п. Человек не может быть помыслен без мира. Мы входим в мир и выходим из мира, не мир принадлежит нам, а мы принадлежим миру. Этот мир не есть только космологическая "идея" (Кант), или "чистый" тотальный горизонт (Гуссерль), или мир-"набросок" (Хайдеггер), он есть самость, Абсолют. Однако человек, будучи природным существом, вовлечен и в исторический процесс. Для XX в. историзм - настоятельная, универсальная, серьезная проблема. Это обусловлено тем, что в XX в. технология - и прежде всего военная (ядерное оружие) - радикально изменила человеческие отношения. Перед лицом технического прогресса мы живем в смешении изумления и тревоги, надежды и страха. Разрешение проблем, стоящих перед сегодняшним человечеством возможно лишь при условии ясного осмысления триады "Бог - мир - человек", где "мир" должен пониматься как природный, космический и социальный, а "человек" - как природное и трансцендирующее существо. Kierkegaard und Nietzsche. Oder philosophische und theologische Uberwindung des Nihilismus. Fr./M., 1933; Gott, Mensch und Welt in der Metaphysik von Descartes bis zu Nietzsche. Gottingen, 1967; Samtliche Schriften. Bde. 1-9. Stuttgart, 1981.
Философский словарь