Августин (augustinus) Блаженный Аврелий

Что такое «Августин (augustinus) Блаженный Аврелий» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Философский словарь » Августин (augustinus) Блаженный Аврелий
(354-430) - христианский теолог, епископ, один из «отцов церкви» (у католиков), жестокий преследователь еретиков, автор нескольких сот произв.; крупнейшие из них: «О святой троице» и «О граде божием». Воззрения А. - один из гл. источников ранней схоластики и учения Римской церкви. Утверждая, по определению Плеханова, «теологическое понимание истории», А. подчеркивал противоположность исходных принципов, разделяющих земное и небесное: «...два града созданы двумя родами любви: земное царство создано любовью человека к самому себе, доведенной до презрения к богу, а небесное (церковь) - любовью к богу, доведенной до презрения к самому себе». Учение о предопределении, о божественной благодати, о сущности высшего блага и высшего зла (первое - в вечной жизни, второе - в вечной смерти, оба за границами земного существования) определяют осн. принципы религиозной этики А.: бог - источник и критерий нравственности, к-рая противоположна земной чувственности, вся полнота добра воплощена в боге, источник зла - первородный грех, «каинова печать» на роде человеческом. Активность личности, выражающаяся в ее свободной воле, со времени грехопадения имеет исключительно отрицательный смысл, влечет ее к греху, поэтому истинный христианин истребляет в себе «греховное своеволие», он - раб божий, ничтожный червь, прах перед всемогущим. Христианские добродетели, по А., - последовательное отрицание языческих добродетелей («переряженных пороков»). Это - пассивность индивида вместо активности, смирение вместо мужества, вера во всемогущество бога вместо мудрости, нерассуждающая любовь к богу вместо справедливости и надежда на небесное спасение. Т. обр., А. требует крайнего аскетизма и отказа от собственной индивидуальности, беспрекословного следования предначертаниям бога, возвещаемым его служителями. В своей «Исповеди», пронизанной религиозной экзальтацией, А. на собственном примере стремился показать тщетность человеческих усилий, неспособность человека освободиться от греха до тех пор, пока он не отдастся безраздельно провидению и не выступит орудием божественной воли. Только обратившийся к богу может надеяться на спасение, поэтому для блага самих еретиков они должны быть возвращены в лоно церкви силой. Трактаты А. против донатистов и пелагианцев, его фанатизм и авторитаризм послужили источником теории, и практики инквизиции. Идеи А. используются и совр. буржуазными теологами.