Аверроизм

Что такое «Аверроизм» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Философский словарь » Аверроизм
- философско-теологическое направление эпохи христ. средневековья и Возрождения, восходящее к воззрениям араб, философа 12 в. Аверроэса. Представители аверроизма, выступая с критикой церковного учения, использовали, в частности, ту его часть, в которой утверждается, что представления религии являются лишь аллегорически выраженными чистыми (философскими) истинами. Главными выразителями идей аверроизма в v-srednie-veka-4690.html">средние века были Сигер Брабантский и Иоанн Жандунский, в период Возрождения - Александр Ахиллини, Августин Ниф, Андреас Цезальпин, Яков Забарелла. В 13 в. аверроизму противостояли традиционное августинианство и христ. аристотелизм (Альберт Великий, Фома Аквинский).
Философский словарь » Аверроизм
— философско-теологическое направление в зап.-европейской философии эпохи средневековья и Возрождения, исходившее из воззрений араб. философа Аверроэса (Ибн Рушда). Аверроисты отстаивали идеи вечности и несотворенности мира, причинной обусловленности всего сущего, отрицали божественное провидение, рассматривали бога как перводвигатель и первопричину мира, а божественную деятельность — как необходимую, а не свободно волевую. В психологии и гносеологии трактовали душу как форму тела, связывали деятельность души с чувственным познанием, утверждали единство и тождественность человеческого разума, отвергали одну из основополагающих христианских идей — идею индивидуального бессмертия души. Аверронсты были сторонниками теории двойственной истины. Представители латинского А. в Парижском ун-те в 13—14 вв.: Сигер Брабантский, Боэций Дакийский, Иоанн Жандунский. В эпоху Возрождения (14—16 вв.) гл. центрами А. были Падуанский и Болонский ун-ты (Пьетро д&Абано, Александре Акиллини, Агостино Нифо, Андреас Цезальпин и др.).
Философский словарь » Аверроизм
- направление средневековой философии, разрабатывавшее идеи арабского мыслителя Аверроэса (Ибн Рушда). В более общем смысле А. развил материалистические тенденции аристотелизма Ибн Рушда и его последователей. Идеи арабских философов (см. "Арабская философия") о смертности души, о вечности и, как следствие, несотворенности материального мира, разработанные Ибн Рушдом, и его теория двойственной истины были материалистически развиты аверроэвской школой. Знание истины противопоставлялось вере, тем самым философия отделялась от теологии. Это наметило основы антитеологических тенденций в А., отдельные тезисы которого противостояли религиозной философии католицизма, и побудило Ф. Энгельса в "Диалектике природы" отметить "перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII в." (Энгельс Ф. "Диалектика природы" // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 346). Безличный мировой ум (нус) в его понимании Аристотелем рассматривается А. как единая субстанция, общая для всего человечества и влияющая на отдельные души людей извне. В связи с этим и отрицалось бессмертие индивидуальной души. Тесно связана с этим теория "единства интеллекта", привлекающая внимание современной западной философии (Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories f Human Intellect. New York: Oxford University Press, 1992, 363 p.): разум, будучи множествен и индивидуален в своих проявлениях, представляет собой в своей основе единую нематериальную основу. Арабский аристотелизм (как комментарии к Аристотелю и развитие его философских идей применительно к своеобразию религиозно-философской мысли ислама) развивался в учении Фалсафа, представляющего собой восточный перипатетизм в средневековой арабской философии. Опираясь на философию средневекового ислама, арабские переводы античных философов и критический анализ христианской и иудейской религиозной философии, арабский аристотелизм влиял на развитие А. Переводы на латинский язык философских трудов Ибн Рушда, творившего в арабо-испанской Андалузии, были широко известны его современникам и последователям в университетах Западной Европы (в частности, Сигеру Брабантскому и Боэцию Дакийскому из Парижского университета, итальянским философам Болонского университета и медикам Падуанского университета). Наряду с борьбой против религиозной философии католицизма имела место полемика иудейских философов с тезисами А., переведенными на древнееврейский язык (например, Альбалаг, XIII в., жил в Испании). Философия А. была знакома известному еврейскому философу Моисею Маймониду. Полемика сторонников А. с Фомой Аквинским вызвала преследования их католической церковью. Многие тезисы А. осуждались парижским епископом по приказанию папы Иоанна XXI в 1277 г.; вместе с аристотелизмом А. был осужден Беневентским собором в 1513 г. В XVI в. центр А. переместился из Франции в Италию и развивался в рамках Падуанской школы. Основанную на А. политическую теорию светского государства развивал Марсилий Падуанский. Профессор философии и медицины университетов Болоньи, Феррары и Падуи Пьетро Помпонацци (1462 - 1525) анализировал концепцию Аверроэса о единстве человеческого интеллекта. Кроме него в Болонском университете философские воззрения А. развивали Пьетро дАбано, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене. Влияние идей А. прослеживается в философских трудах Пико делла Мирандолы, Бруно, Дж. Ч. Ванини. Т. о., западноевропейская философская мысль вплоть до эпохи Возрождения испытывала определенное влияние А. и арабского аристотелизма. Примером этому может служить полемика Франческо Петрарки (1304 - 1374) с философскими школами аверроистов в Венеции. Более того, в Италии А. был популярен вплоть до XVII в. Комментарии Аверроэса к Аристотелю и учение А. были известны ив России: основатели Славяно-греко-латинской академии получили образование в Падуе - центре итальянского А. К началу XVII в. А. теряет свое влияние в связи с кризисом аристотелевской физики и космологии. (Лит.: Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903; Философская энциклопедия, т. 1, M., 1960, с. 18; Григорян С. H. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, 352 с.; Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973, 207 с.; Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 9; Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories of Human Intellect. New York: Oxford University Press, 1992, 363 p.) И. А. Латыпов
Философский словарь » Аверроизм
— направление в западноевропейской средневековой философии, основу которого составили воззрения арабского философа 12 в. Ибн Рушда (латинизирован. Averroes). А. явился дальнейшей разработкой материалистических тенденций учения Аристотеля. Аверроэс и его последователи чаще всего в форме комментариев произведений Аристотеля развили учение о вечности материи и движения, о несотворенности Богом мира. Бытие Бога А. признавал только в качестве первопричины сущего, перводвигателя, но не творца, в качестве чистого разума, а не волевого начала. Аверроисты разрабатывали теорию двойственной истины, с помощью которой обосновывали независимость философского знания от откровения и теологии, отделяли и даже противопоставляли знание вере, философию — теологии. Аверроисты утверждали всеобщую причинную связь природных явлений, усматривали в закономерном движении небесных светил естественную необходимость, которой подчинено все происходящее на земле, включая общественную жизнь, смену государств и религий ("законов"). Отвергая тварность и индивидуальное бессмертие души, аверроисты разрабатывали учение о "единстве интеллекта" (монопсихизм), согласно которому не только Бог ("активный интеллект"), но и человеческий ум ("пассивный интеллект") как множественность конкретных человеческих проявлений представляет собой в сущности единую и общую для всех людей нематериальную субстанцию. В средневековую эпоху господства религии А. получил широкое распространение среди мыслителей Западной Европы, хотя и преследовался католической церковью: в 1270 парижский епископ Тампье предал анафеме 13 тезисов аверроистов, в 1277 — по приказанию папы Иоанна XXI совет теологов осудил уже 219 тезисов, большая часть из которых носила аверроистский характер, а в 1513 А. был осужден Беневентским собором. А.А. Круглов