Абеляр (abelard) Пьер

Что такое «Абеляр (abelard) Пьер» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Философский словарь » Абеляр (abelard) Пьер
(род. 1079, Пале - ум. 21 апр. 1142, монастырь св. Марселя в Шалоне) - франц. теолог-схоласт и философ. Основатель и главный защитник схоластического метода, о чем свидетельствует в первую очередь его работа по диалектике "Да и нет". В споре универсалистов Абеляр придерживался концептуализма, отходя, т. о., от крайнего универсализма во взглядах его учителя Росцелина. В теологии сделал попытку примирить веру и знание. В своем этическом учении высказывал точку зрения, что главное - это не дела, а убеждения. Известны его несчастная любовь и супружество с Элоизой, племянницей каноника Фульберта в Париже, который из мести велел его кастрировать. Переписка с Элоизой, вероятно, является литературным вымыслом.
Философский словарь » Абеляр (abelard) Пьер
(1079-1142) - фр. богослов и философ, представитель средневекового свободомыслия. А. выдвинул требование разумного толкования религиозных догматов. Он подчеркивал, что средством отыскания истины является сомнение: разум имеет право отклонять все ошибочное в произв. церковных авторитетов и лишь в случае неразрешимых противоречий избирать доводы того авторитета, к-рые сочтет более убедительными. «У Абеляра главное - не сама теория, а сопротивление авторитету церкви» (Архив Маркса и Энгельса, т. X, с. 300). В соч. «Познай самого себя, или Этика» А., в противоположность Августину, доказывает, что человек по свободной воле может не только грешить, но и быть добродетельным. Совесть - естественный закон, присущий всем людям и выступающий критерием нравственности: поступок по совести не является греховным. С необычайной страстью А. отстаивает ценность человеческой личности, ее, право, на самостоятельность и счастье, осуждает бесчеловечность ортодоксальных богословов, к-рая зиждется на невежестве и нетерпимости. Его учение было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами и папой Иннокентием II, прежде всего, за антиавторитарные тенденции: именно в этом пункте воззрения А. особенно близко соприкасались с народными ересями.