Фихтё (fichte) Иоганн Готлиб

Что такое «Фихтё (fichte) Иоганн Готлиб» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Философский словарь » Фихтё (fichte) Иоганн Готлиб
(род. 19 мая 1762, Раменау, Оберлаузитц - ум. 27 янв. 1814, Берлин) - великий нем. философ. Исходил из кантовского этического ригоризма и активизма. Философия для Фихте является научным самонаблюдением творчески-этической активности личности (Я, как несколько неясно говорит Фихте); поэтому он называет свою философию "наукоучением". Фихте устанавливает в этом смысле три "деятельности" Я: 1) Я полагает себя, 2) Я полагает не-Я, 3) Я противополагает делимому Я делимое не-Я. Я для Фихте - понятие духа, воли, нравственности, веры; не-Я - понятие природы и материи; отношение между ними - понятие воли человека, борющейся против косности. Итак, первоначально существует только абсолютная деятельность - Я. Мы видим вещи вне нас потому, что Я снимает реальность в себе, т.е. полагает вне себя, и эту снятую реальность полагает в не-Я, которое, т. о., также является "деятельностью" Я. Убеждение, что сознание вещественного мира вне нас не что иное, как продукт нашей собственной способности представления, дает нам вместе с тем уверенность в своей свободе. Я нужно мыслить не как определяемое вещами, а как определяющее вещи; мир есть не что иное, как материал нашей деятельности, как олицетворенный материал нашего долга. Все, что требуется для деятельности, является также и нравственным требованием. Это прежде всего совершенствование тела и духа и включение в человеческое общество, ибо труд в духов-, ном мире, т.е. культурный труд, может быть только общим. С др. стороны, все граждане имеют не только право на формальную свободу и защиту от насилия, но также право на собственность, труд и на участие в доходах от государственного хозяйства, как утверждал Фихте в своей работе "Geschlossener Handelsstaat", написанной в 1800. Осн. произв.: "Sittenlehre, 1798; "Die Bestimmung des Menschen", 1800 (рус. пер. "Назначение человека", 1905); "Die Grьndzьge des gegenwдrtigen Zeitalters", 1804-1805 (рус. пер. "Осн. черты современной эпохи", 1906); "Anweisung zum seligen Leben", 1806; "Fichtes sдmtliche Werke", 8 Bde., 1845-1846; "Nachgelassene Werke", 3 Bde., 18341835.