Давид

Что такое «Давид» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Словарь имен » Давид
В переводе с древнееврейского означает - любимый. Характер гордый, настойчивый, прагматичный. ы общительны, окружены друзьями, но именно из-за них имеют много неприятностей. Похожи на мать. Обладают недюжинной физической силой. Не выносят лжи, могут вспылить, но тут же быстро отходят, зла не держат. ""Зимние"" хорошие спортсмены (борцы, боксеры), добиваются неплохих результатов. У некоторых из них в спорте проходит вся жизнь. ""Летние"" люди необыкновенно добрые, обожают детей, да и сами рождаются в многодетной семье. Очень трудолюбивы. Осваивают профессии инженеров, тренеров, администраторов, художни ков, поваров, закройщиков, фрезеровщиков, ювелиров. В первом браке возникают проблемы, второй более удачен. Обладают даром убеждать, никогда ничего не обещают, если не могут сделать. Любят больших собак. Пытаются преодолеть свои недостатки и вполне успешно Хорошо готовят.
Большой Энциклопедический Словарь » Давид
(в миру Димитрий) Сербский (13 в.) - князь, преподобный, основательмонастыря в Бродарове, на реке Лиме, племянник Стефана Сербского. Память вПравославной церкви 24 сентября (7 октября).
Большой Энциклопедический Словарь » Давид
Ермопольский (6 в.) - преподобный, бывший разбойник. Память вПравославной церкви 6 (19) сентября.
Большой Энциклопедический Словарь » Давид
царь Израильско-Иудейского государства в кон. 11 в. - ок. 950 дон. э. Провозглашенный царем Иудеи после гибели Саула, присоединил кней территории израильских племен и создал государство. По Библии,юноша-пастух победил в единоборстве великана-филистимлянина Голиафаи отсек ему голову.
Большой Энциклопедический Словарь » Давид
Гареджийский - Иверский (6 в.), христианский монах, ученик ИоаннаЗедазнийского, пришедший с ним из Антиохии в Грузию с проповедьюхристианства; один из основателей грузинского монашества. Память вПравославной церкви 7 (20) мая и в четверг по Вознесении.
Большой Энциклопедический Словарь » Давид
(David) Рене (1906-90) - французский ученый, специалист в областисравнительного правоведения. Главный труд - ""Основные правовые системысовременности. Сравнительное право"" (русский перевод 1967, 1988).
Большой Энциклопедический Словарь » Давид
(David) Жак Луи (1748-1825) - французский живописец. Представительклассицизма. Восприняв античность как пример гражданственности, исполнилстрогие по композиции и ритму произведения большого общественного звучания(""Клятва Горациев"", 1784), портреты (""Врач А. Леруа"", 1783). В годыВеликой французской революции организатор художественной жизни, создательпортретов, исторических картин, в т. ч. посвященных актуальным современнымсобытиям (""Смерть Марата"", 1793). Позже пришел к отвлеченным рассудочнымобразам (""Сабинянки"", 1799).
Большой Энциклопедический Словарь » Давид
Фелисьен (1810-76) - французский композитор. Пропагандировал идеисен-симонизма. Творчество романтического характера. Сочинения а наориентальные темы вызвали большой интерес к музыке Востока. Ода-симфония""Пустыня"" (1844), опера ""Лалла-Рук"" (1862).
Большой Энциклопедический Словарь » Давид
Ярославский (ум. 1321) - благоверный князь, сын святого ФеодораСмоленского, чудотворец. Память в Православной церкви 5 (18) марта и 19сентября (2 октября).
Большой Энциклопедический Словарь » Давид
(David) Герард (между 1460 и 1470-1523) - нидерландский живописец.Повторение устоявшихся композиционных схем нидерландской живописи 15 в.сочетал с мягкой поэтичностью настроения (""Суд Камбиза"", 1498).
Философский словарь » Давид
(кон. 11 в. до н. э. — ок. 950 до н. э.) - царь Изр.-Иуд. гос-ва. Прославляется церковью как кроткий праведник, хотя из библ. описания его жизни видно, что это был вероломный и жестокий деспот. Д. создал централизован. державу со столицей в Иерусалиме. С целью возвысить значение Иерусалима он перенес туда ковчег завета и учредил богослужение при нем. Религ. традиция приписывает Д. авторство псалмов. С развитием в иудаизме веры в приход мессии Д. стал почитаться и как предок мессии. В христианстве Христу приписывается происхождение от Д.
Исторический словарь » Давид
Царь Иудеи в 1009-1001 гг. до Р. Х. Царь Израиля в 1001-969 гг. до Р. Х. Родоначальник иудейских царей. После того как Господь прогневался на первого израильского царя Шаула, Он велел пророку Самуилу взять священный елей и, отправившись в город Вифлеем (Бет-Лехем) к знатному иудею Ишаю, помазать в качестве будущего царя того из его сыновей, которого Он ему укажет. Самуил послушно пришел в Вифлеем в дом Ишая и, увидев самого младшего из его сыновей - а, догадался, что ему-то и предназначил Господь стать царем Израиля. Он посадил его рядом с собой и после трапезы помазал елеем. Вскоре после этого Шаул узнал, что умеет хорошо играть на арфе, и взял его себе в оруженосцы. Всякий раз, когда злые духи приводили царя в смятение, играл на арфе и тем приводил Шаула в себя. Между тем филистимляне, давно уже побежденные Шаулом, опять окрепли и вторглись в землю израильтян. Шаул вывел против них свое войско. И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голйат и стал вызывать желающего из евреев на единоборство с собой. Но проходил день за днем, а охотников сразиться с ним не находилось. а в то время не было в лагере. Он отправился домой к отцу за съестными припасами для старших братьев. Когда же он приехал и услыхал, как Голйат поносит евреев, то рассердился и решил принять вызов. Братья и близкие удерживали а, но он остался нем к их просьбам. Он вышел против филистимлянина без панциря и оружия, с одной пращой в руке. Никто не верил в его удачу, а Голйат громко насмехался над ним. Но когда враги сблизились, с силой метнул камень из пращи и поразил Голйата в голову. Внезапная гибель исполина вызвала смятение среди филистимлян, и они обратились в бегство. Слава а после этого подвига была столь велика, что совершенно затмила славу Шаула. Царь почувствовал ревность к своему оруженосцу и стал относиться к нему с недоверием. Но он старался не показывать своего гнева и оказывал у великие почести: сделал его тысячаначальником, а потом выдал за него свою дочь. Когда же все евреи убедились, что царь благоговеет к бесстрашному юноше, Шаул стал уговаривать своего сына Ионатана тайком умертвить а. Поначалу Ионатану удавалось удерживать отца от его жестокого намерения. Но после новой победы а над филистимлянами Шаул не смог скрыть своей ненависти: во время ссоры бросил в а копье и едва не убил его. укрылся в своем доме и не знал, что ему делать дальше. Жена посоветовала ему бежать, и он укрылся в пещере неподалеку от Вифлеема. Сюда пришли к нему братья, а также все те, кто по разным причинам должен был скрываться от Шаула. Таким образом, вокруг а собралось четыреста человек. Шаул не оставлял надежды покончить с ом. Однажды ему донесли, что скрывается в окрестностях Зифа. Царь с 3000 воинов поспешил, чтобы убить его, и остановился неподалеку на ночлег. Ночью пробрался в его шатер, но не умертвил спящего Шаула, а только унес его копье. Однако благородство а было для царя горше самой горькой обиды, так как ясно показывало, что Господь более не на его стороне. Царь по-прежнему жаждал смерти бывшего оруженосца, и тот ушел со своими людьми к царю филистимлян Анхусу, который принял его очень радушно. Служа ему, воевал против серитян и амалекитян. Когда пришла весть о том, что Шаул пал в бою с филистимлянами, переселился в Хеврон. Вскоре сюда собрались представители колена иудова и провозгласили его царем (1009 г. до Р.Х.). Над остальными коленами Израиля стал царствовать Эшбаал, сын Шаула. Через семь лет и шесть месяцев сыновья Иеремона коварно умертвили его, надеясь заслужить этим награду от а. Но велел казнить убийц. Так как род Шаула пресекся, то все военачальники евреев явились в Хеврон и провозгласили а царем над всем Израилем. Собрав большое войско, пошел из Хеврона на Иерусалим, который тогда принадлежал иевусеям. Израильтяне быстро овладели нижним городом, но остановились перед неприступными стенами верхнего. Чтоб воодушевить воинов, пообещал сделать военачальником того, кто первый взойдет на стену. Это удалось Иоаву, племяннику ову, который уже и прежде был военачальником. По изгнании иевусеев превратил Иерусалим в столицу своего царства. Когда филистимляне узнали, что стал царем Израиля, они пошли на Иерусалим войной, но были разбиты. Собравшись с силами и соединившись с сирийцами и финикийцами, они вновь подступили к Иерусалиму и опять потерпели поражение. После этих побед в Иерусалим был торжественно перенесен Ковчег Завета. При этом сам плясал и играл на арфе. Затем, собрав большое войско, он окончательно поразил филистимлян, отняв у них большую часть их земли, покорил моавитян и совершил несколько далеких походов за пределы страны. На берегах Евфрата он разбил царя Софены Адразара и царя Дамаска Адада. В то же время полководец а Авессей покорил Идумею. С амманикитянами у а сначала были дружественные отношения, но после того как их царь Аннон оскорбил его послов, он начал против него войну. Союзниками Аннона были Сир, правитель Месопотамии, и Истова, царь амалекитян. Не дав врагам соединиться, Иоав нанес поражение амалекитянам. Сам переправился с войском через Иордан, встретился там с амманикитянами и сирийцами. Здесь евреи вновь одержали победу. В следующем году Иоав осадил столицу амманикитян Равафу, а оставался в Иерусалиме. Тут случилось с ним следующее происшествие: гуляя по крыше своего дворца, царь увидел с этой высоты необычайно красивую женщину, которая принимала у себя дома холодную ванну. Имя этой красавицы было Бат-Шеве. Очарованный ее прелестями, царь сошелся с ней. Мужа Бат-Шеве Урию он отправил под Равафу и велел Иоаву подстроить его смерть. Однажды Иоав повел войско к стенам, а когда завязался бой, внезапно отступил. Урия был окружен врагами и погиб. Это позволило у довести свое бесчестное дело до конца: по окончании приличного траура, он взял Бат-Шеве в жены. Тем временем Равафа пала. Казалось, все благоприятствовало у. Но тут Господь, разгневанный его грехами, посеял ужасный раздор в его доме. От нескольких жен у а было много сыновей. Один из них, Амнон, влюбился в единокровную сестру Фамару и, заманив ее в свои покои, изнасиловал. Единоутробный брат Фамары Авшалом затаил злобу на Амнона и на отца, который оставил это преступление без наказания. Он пригласил Амнона к себе в дом на праздник и велел убить его. Три года после этого Авшалом укрывался в Сирии. Наконец простил его и позволил вернуться. Однако вместо того чтобы смириться, Авшалом стал возбуждать недовольство черни против отца. Каждый день поутру он ходил во дворец, вступал в тайные разговоры с людьми, проигравшими свои процессы, говорил им, что советники у отца не хороши и что приговоры против них постановлены несправедливо. Когда количество его приспешников умножилось, Авшалом поехал в Хеврон, якобы для того, чтобы принести жертву Господу, и там сообщники провозгласили его царем. Прослышав об этом, бежал из Иерусалима, а Авшалом, вступив в город и сошелся на глазах всего народа с его наложницами. Собрав затем большое войско, он двинулся в Заиорданье и здесь встретился с войском а. Людей у него было намного больше, но в последовавшем вскоре сражении одержал полную победу. Спасаясь от преследователей, Авшалом запутался волосами в ветвях дерева и был убит Иоавом. Последующие годы царствования а прошли спокойно, в постоянном служении Богу. Он сочинил псалмы и научил евреев петь их. Много сил и средств было отдано на подготовку к строительству грандиозного Храма Господня. заготовил столько камня, бревен, золота и меди, что потомкам его удалось без проблем возвести этот храм. Незадолго до смерти впал в полную немощь и провозгласил своим наследником сына Бат-Шеве Шеломо. Когда умер, тот стал царем в обход старших братьев.
Исторический словарь » Давид
т.е. возлюбленный. 1) Младший сын Иессея, рожденный в Вифлееме около 1085 г. до Р.Хр., царь израильский и иудейский 1055-1015 г. До Р.Хр. Его история подробно описана в 1 Цар. 16-31; 2Цар.; 3 Цар. 1; 2; и в сокращенном виде в 1 Цар 11-29. был избран Богом в цари над Израилем вместо Саула и помазан Самуилом задолго до своего воцарения (1 Цар. 16:1-13). Бог, даровал ему Св. Духа, подготовил его для царствования, проведя длинным путем испытаний и опасностей. В молодые годы он отличался храбростью, верой и упованием на Бога и, будучи еще юношей, благодаря своим музыкальным способностям, красоте и другим качествам получил приглашение ко двору, чтобы игрой на арфе успокаивать взволнованный дух Саула. очень понравился Саулу и он сделал его своим оруженосцем (Первая Книга Царей 16:21). Но в начале войны с филистимлянами , по-видимому, вернулся к стадам своего отца, которые он пас раньше, будучи еще мальчиком. Придя однажды в лагерь к братьям, увидел Голиафа, вызвался сразиться с ним и убил его. Покрытый славой, он вернулся ко двору и был поставлен главнокомандующим; он приобрел любовь народа и стал зятем царя. Ненависть Саула к нему заставила а бежать; он долгое время скитался в пустыне, скрываясь в пещерах, спасаясь от преследующего его Саула; наконец, он убежал к филистимлянам. Смерть Саула и Ионафана открыли ему дорогу к престолу. Он вторично был помазан царем над Иудой в Хевроне (2 Цар. 2:4); после семилетнего враждебного отношения других колен и смерти сына Саула Иевосфея все колена признали а царем, и он был помазан в 3-ий раз. покорил Иерусалим и поселился там (2 Цар. 5-3 и дал.). Он был родоначальником дома ова, царствовавшего до падения Иудейского царства. приказал торжественно перевезти ковчег завета в Иерусалим (2 Цар. 6); заботился об упорядочении богослужения, творил суд и расправу без лицеприятия и много сделал для благосостояния народа. Мудростью и неусыпной энергией он укрепил свое царство и его опытность и предусмотрительность не допускали врагов напасть на него врасплох; он расширил границы своего царства (по пророчеству) от Чермного моря и Египта до Евфрата (2 Цар 8; Быт 15:18; И. Нав. 1:4) Огромное количество военной добычи обогатило народ и доставило обильный материал для постройки великолепного храма, которую он намеревался предпринять, но Господь поручил это сделать Соломону (2 Цар. 7). не был свободен от искушений; во многом отличаясь от современных ему царей, он все же впадал в тяжкие грехи. Подобно прочим царям он имел много жен и наложниц (2 Цар. 5:13) и в последние годы своей жизни он должен был пожать горькие плоды этого. Священное Писание не умалчивает о его бесчестном поступке с Урией и Вирсавией; оно говорит также о Божьем наказании за этот грех и о том, что , покаявшись, получил от Бога милость, о которой просил (2 Цар. 11-12; Пс. 50). С того времени Бог смирял его частыми испытаниями В своей семье он видел разлад, бесчестные поступки и кровопролитие; история Фамари, Амнона и Авессалома дают нам почувствовать, как терзалось его сердце. Восстание под предводительством Авессалома (2 Цар. 15), Савея (2 Цар 20) и Адонии (3 Цар 1), голод и моровая язва, поразившие народ, безбожие Иоава и т. п. служили для него тяжкими испытаниями. Завещание а Соломону об Иоаве и Семее диктовалось справедливостью, а не жаждой мести. Его подготовительные работы для постройки храма, последняя хвалебная песнь Господу и прощальные слова Соломону (2 Цар. 22; 23) служат достойным завершением его жизни. Процарствовав около 40 лет, он умер, прибл., 70 лет и был похоронен в «городе овом» (3Цар. 2:10, 11). был не только «муж поставленный высоко, помазанник Бога Иаковлева», но также «сладкий певец Израилев» (2 Цар. 23:1). Никакие песни не приобрели на земном шаре такой известности, как «Псалмы а» Как поэтические произведения, многие из них очень высокого качества, — настоящие жемчужины, которых Геликону не нужно было стыдиться, хотя они и принадлежат Иордану, как говорит Сперджен о Пс. 22, ибо «Дух Господень говорил в нем и слова Божьи были на его языке» (2 Цар.-23:1) Он был не только царь и певец, но также и пророк, который предсказал о Мессии — «Сыне и Господе а». Христос указывает на 109 Пс. в Мат. 22: 43 и дал., а Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы ссылается на свидетельство «праотца и пророка» а о воскресении и вознесении Христа на небо (Деян. 2:25 и дал.; Пс. 15). 2) ом также называется великий обещанный Царь, т. е. Мессия (Иер. 30:9; Иез. 34:23 и дал ; Ос. 3:5), равно и царство Мессии называется царством а (Map. 11:10), в котором Он управляет «на престоле а» (Иер. 22:2,4) и имеет ключ а (Отк. 3:7). Все эти выражения говорят о вечной неизменной милости Божией обещанной у (Ис. 55:3; 2 Цар. 7: 12 и дал ), и бывшей упованием Израиля в дни скорби (Пс. 88-4,5,21,36,50; Иер. 23:5), исполнившемся в Иисусе Христе (Деян. Ап. 2:29 и дал.), преимущественно называемом Сыном овым (Мат 1:1; Map 10:47; Лук. 20:41). О Его царствовании предсказано, что самый слабый между жителями Иерусалима в тот день будет, как (Зах. 12:8).
Исторический словарь » Давид
- виднейший теоретик ревизионизма и реформизма, главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900-х годов выступил с критикой аграрной программы с.-д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров (по этому поводу имеется статья Ленина в IV томе: "Les beaux esprits se rencontrent". В последующие годы является одним из столпов ревизионистского журнала "Социалистические Ежемесячники", усердно проповедует политические блоки с буржуазией, критикует классовый пролетарский характер с.-д. партии, считая, что последняя должна быть народной. В годы войны превращается, конечно, в социал-империалиста, являясь одним из самых ярых апостолов войны до победного конца. В 1915 г. он выпускает большую работу под названием "Социал-демократия во всемирной войне" (по поводу нее см. ст. Ленина в "Правде" # 169 за 1924 г.), в которой он теоретически обосновывает оборонческую позицию немецкой с.-д. После революции занимает ряд крупных административных постов. /Т. 3/
Исторический словарь » Давид
- царь Израильско-Иудейского государства, который правил около 40 лет (конец 11 в.- около 950 г. до н.э.). - выходец из иудейского города Вифлеем, пастух. Во время царствования Саула был принят на царскую службу: либо был призван как певец-гусляр, чтобы успокаивать царя игрой, либо снискал расположение царя, одолев филистимлянина-гиганта Голиафа. стал любимцем народа и снискал любовь старшего сына Саула Ионафана. получил должность военачальника, но, заподозренный Саулом в стремлении захватить престол, бежал в пограничные районы Иудеи и даже поступил со своим отрядом на службу врагов Израиля - к филистимлянам. После гибели Саула в бою с филистимлянами пришёл в Хеврон, где был провозглашён царём Иудеи. Он присоединил земли других израильских племён, захватил ханаанейский город Иевус (Иерусалим), сделал его столицей объединённого царства, назвав её Ир (город а). Опираясь на знать и жречество, стремился создать централизованное государство: провёл перепись населения, ввёл налоги. перенёс в столицу Ковчег завета и построил жертвенник, превратив тем самым столицу ещё и в религиозный центр страны. Согласно Библии, был погребён в Иерусалиме. Ныне местонахождением останков а считают гору Сион. передал престол своему сыну от Батшебы (Вирсавии) - Соломону. Ветхозаветное повествование придало у черты эпического героя, царя-воителя и идеального правителя. Позднее иудаистическая и христианская традиции связали с ним мессианские чаяния (ожидание Мессии из рода ова). Ему приписывается авторство псалмов - религиозных гимнов (псалмы а). В еврейском фольклоре он выступает победителем великана-филистимлянина Голиафа, который был вооружён медным шлемом, чешуйчатой бронёй, медными наколенниками и щитом, с копьём. Сорок дней дожидался он желающего сразиться с ним, и только юноша-пастух выразил готовность вступить с ним в единоборство. Он выступил против Голиафа только с пращой, с помощью которой поразил великана так, что камень вонзился в его лоб, и тот упал на землю. Затем , наступив ногой на Голиафа, отсёк ему голову. Увидев, что их силач умер, филистимляне обратились в бегство. В христианской традиции родословная Иисуса как Мессии восходит к у. По евангельскому преданию, Иисус Христос, как и , родился в Вифлееме.
Исторический словарь » Давид
(возлюбленный)-младший (восьмой) сын Иессея из колена Иудина, великий царь Израильский. Его история изложена в трех книгах Царств-от 1Ц 16 до 3Ц 2 и в 1Пар 11-29. Как полагают историки, был помазан в первый раз Самуилом на царство (1Ц 16.13) примерно в девятнадцатилетнем возрасте. После этого он поразил Голиафа и был призван Саулом на службу. После смерти Саула он был вторично помазан на царство (2Ц 2.4) и царствовал семь лет в Хевроне, а после смерти сына Саула Иевосфея и присоединения к нему остальных колен был помазан на царство в третий раз над всем Израилем (2Ц 5.3). Ни до а, ни после него не было такого благословенного царствования в Израиле, поэтому и грядущее царство Мессии называется его именем (Мк 11.10). (См. воины а)
Исторический словарь » Давид
- виднейший теоретик ревизионизма и реформизма, главным образом, его мелкобуржуазного крестьянского крыла. В начале 900-х годов выступил с критикой аграрной программы с.-д., возбудив к себе большие симпатии наших эсеров. В последующие годы является одним из столпов ревизионистского журнала "Социалистические Ежемесячники", усердно проповедует политические блоки с буржуазией, критикует классовый пролетарский характер с.-д. партии, считая, что последняя должна быть народной. В годы войны превращается, конечно, в социал-империалиста, являясь одним из самых ярых апостолов войны до победного конца. В 1915 г. он выпускает большую работу под названием "Социал-демократия во всемирной войне", в которой он теоретически обосновывает оборонческую позицию немецкой с.-д. После революции занимает ряд крупных административных постов.