Чаадаев Петр Яковлевич (1794- 1856)

Что такое «Чаадаев Петр Яковлевич (1794- 1856)» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Политический словарь » Чаадаев Петр Яковлевич (1794- 1856)
- известный русский мыслитель XIX в. Основная работа - "Философические письма", первое из которых было опубликовано в 1836. В своих письмах Ч. создает модель западного мира, который мыслится им как единство религии, культуры и нравственности. Он полагает, что европейская цивилизация - единственно истинная и все идеалы (человеческие и божественные) здесь достигнуты. С этой точки зрения Ч. критикует российские реалии, которые, по его мнению, не являются цивилизацией, занимая промежуточное положение между Европой и Азией и стоя "как бы вне времени". Россия должна догнать Запад, повторяя все пройденные им этапы развития, и тем самым преодолеть отлученность от "всемирного воспитания человеческого рода". Причину всех бедствий России Ч. видит в принятии православия от "жалкой" и "глубоко презираемой западными народами" Византии, ибо "русский народ подвергся рабству лишь после того, как стал христианским". Он делает вывод, что следование "византийским путем" было глубоко ошибочным. Сам же Ч. был приверженцем католицизма, но не ортодоксального, а революционного (А.И.Герцен). Он видел призвание России в осуществлении религиозного синтеза православия и католицизма. По мнению Ч., географическое начало направляет путь России на протяжении веков и определяет ее место среди человечества; оно же является детерминантой русского национального характера, традиционных ценностей. После опубликования первого "Философического письма" в Ч. увидели неистового ниспровергателя национальных святынь. Было начато следствие и по его завершении вынесен "высочайший" вердикт, что автор является умалишенным. Идеи Ч. способствовали формированию двух главных направлений во взглядах на прошлое и будущее России - славянофильства и классического русского западничества.
Философский словарь » Чаадаев Петр Яковлевич (1794- 1856)
-русский мыслитель, публицист, общественный деятель. По происхождению из дворян, участник войны 1812, находился в оппозиции к царскому режиму и русской дворянской олигархии, не разделяя целиком и принципов демократической идеологии, хотя и состоял в "Союзе благоденствия" (1819), а затем и в "Северном обществе" декабристов (1821). Его теоретические взгляды формировались под влиянием двух противоположных тенденций (просветительского рационализма и христианского монотеизма), поэтому при целостном восприятии творчество Ч. выглядит крайне противоречивым. По крайней мере, до отъезда за границу в 1823 Ч. был сторонником декабристской идеологии и придерживался просветительской ориентации. Перелом произошел в 1824-1825, во время путешествия Ч. по Европе, где он встречался с Шеллингом, Лашенне, Куком; сыграло свою роль и пребывание в масонской ложе, и мистические настроения друзей. В результате к 1829-1830 у Ч. сформировалось новое, философско-историческое и религиозное мировоззрение, которое и проявилось в "Письмах о философии истории" или "Философических письмах" (1829-1831) - самом значительном произведении мыслителя, а также в сочинении "Апология сумасшедшего" (1837). Первое письмо было опубликовано в 1836 в журнале "Телескоп" и вызвало многочисленные и неоднозначные отклики современников, среди которых самым "значительным" был указ императора Николая I, по которому Ч. был объявлен сумасшедшим и взят под надзор. Обращаясь к исторической судьбе России в контексте мировой культуры, Ч. развивает идею целостного понимания исторического процесса в духе "объективного идеализма", согласно которому истинноеединство истории - это "религиозное единство". Основой мирового развития выступает "великое ВСЕ", "абсолютное единство", "истинная реальность", которые суть имена Бога и в качестве основных онтологических категорий выражают закон "природы физической" и "природы духовной". Структура этих двух слоев реальности, по Ч., идентична, но элементами первого являются атомы, а второго - идеи. Провиденциалистское понимание Ч. закона истории означает, что все сущее сотворено Богом и подчиняется мудрости Провидения, "вечной божественной силе", которая ставит перед каждым народом определенную цель, частную по отношению к цели развития всего человечества, идущего к царству Божьему на земле. Ч. отдает предпочтение христианской телеологии, придающей "нравственныйсмысл" развитию западноевропейских народов, миссия которых заключается в дальнейшем распространении христианского вероучения. Трансляция идей "духовного" мира в мир "физический" осуществляется в своеобразной элитарной форме, в обращении Провидения к народным "массам" посредством избранников, которые дают толчок "коллективному сознанию" нации и приводят ее в движение. Развитие и консолидация людей в единую общность (народ или нацию) основана на традиции - непосредственной передаче истины от одного поколения к другому в непрерывной преемственности, благодаря чему обеспечивается единство и нравственное воспитание народа, достигается общая социальная стабильность и "устойчивость личной жизни" каждого отдельного гражданина. Образцом эволюционного развития для Ч. служит опыт западноевропейских государств, частная и общественная жизнь которых основана на "идеяхдолга, справедливости, права, порядка" - этих основополагающих и руководящих началах, которые покоятся на духе строгой организации католической церкви и благодаря которым только и возможна связь с прошлым и основания для будущего развития. Снятие всех антитез между Россией и Западом, нормализация русской действительности может осуществиться, по мнению Ч., только путем нравственного воспитания и образования в соответствии с идеалами западного просвещения и религиозного синтеза. Поэтому, по Ч., необходимо устранить разногласия между католицизмом и православием для восстановления не только духовного, но и социального единства России и Европы. Философская концепция Ч. и его попытка исторического анализа закономерностей общественного развития России в контексте западноевропейской и мировой цивилизации стала основой "модернизации" русского национального самосоз: нания и стимулировала дальнейшее развитие русской религиозной и социальной философии. А.Я. Сарна