Аналитические И Синтетические Суждения (в Логике)

Что такое «Аналитические И Синтетические Суждения (в Логике)» и что оно означает? Значение и толкование термина в словарях и энциклопедиях:

 

Философский словарь » Аналитические И Синтетические Суждения (в Логике)
А. с. - суждения, истинность которых устанавливается без обращения к действительности посредством логико-семантического анализа их компонентов. С. с. - суждения, истинность которых устанавливается только в процессе их сопоставления с той реальностью, о которой они говорят. Впервые в ясной форме разделение суждений на А. и С. было осуществлено немецким философом И. Кантом (1724-1804). А. с. Кант называл такое суждение, предикат которого уже входит в содержание субъекта и, таким образом, ничего не добавляет к тому, что мы знали о субъекте. Напр., суждение "Всякий холостяк неженат" является аналитическим, т. к. признак "быть неженатым" уже мыслится в содержании понятия "холостяк". "Всякое тело протяженно", "Москвичи живут в Москве" - все это А. с. Синтетическим же, согласно Канту, является такое суждение, предикат которого добавляет что-то новое к содержанию субъекта, напр. "Алмаз горюч", "Тихий океан - самый большой из океанов Земли" и т. п. Считается, что только С. с. выражают новое знание, А. с. представляют собой тавтологии, не содержащие никакой информации. Современная логика расширила понятие А.С., включив в число таких суждений и сложные суждения, истинность которых можно установить лишь на основе логических правил, не обращаясь к реальности. Напр., если нам дано суждение "а --> а", то нам не нужно обращаться к действительности, чтобы узнать, истинно или ложно суждение "а", - в любом случае данная импликация будет истинной. Следовательно, это А. с. Различие между А. и С. с. не является строгим и четким, ибо наши понятия в процессе развития познания изменяют свое содержание, включают в него новые признаки, а это приводит к тому, что какие-то С. с. становятся А.с. Напр., когда-то суждение "Все тигры полосаты" было С. с. и несло в себе новую информацию о тиграх. Но сейчас понятие "тигр", кажется, уже включило в свое содержание признак полосатости. Скорее всего мы затруднимся назвать тигром животное, во всем похожее на тигра, но лишенное характерных полос на шкуре. Следовательно, это суждение стало А. с.